Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


становится
содержанкой, выходит замуж. - Ее сестра в отчаянии - она  выходит  замуж  за
суфлера. Истомина в свете. Ее там не принимают. Она устраивает приемы у себя
- неприятности - она навещает подругу по ремеслу (франц.).



     Из вариантов

     1) Помета в скобках указывает на то, что далее  должна  была  следовать
выдержка из ранее написанных "Записок молодого человека"
     2) Это место в рукописи недоработано.



     1) Первоначально: "Вечерком румяну зорю".
     2) Так первоначально была обозначена фамилия Муромского.


     1) Первоначальное имя Гринева.



     1) В черновике это место читается: "По  возвращении  моем  напечатал  я
одну из глав "Евгения Онегина", писанную года три прежде. В "Северной пчеле"
неизвестный Аристарх меня побранил, не на шутку, ибо, говорил он, мы ожидали
не "Евгения Онегина", а поэмы на взятие Арзрума. Почтенный "Вестник  Европы"
также пороптал на певунов, которые не пропели успехи нашего оружия".
     2) Вместо последних двух предложений  (со  слова  "Зная")  в  черновике
написано: "Однако ж  я  не  отвечал,  не  желая  доставить  Гостиному  двору
приятное зрелище  авторской  травли  и  зная,  что  публика  столь  же  мало
заботится о причине моих путешествий,  как  и  о  строгих  требованиях  моих
рецензентов".
     3) Это место недоработано.
     4)  Текст,  не  включенный  Пушкиным  в  "Путешествие  в  Арзрум"   при
публикации очерка в "Современнике".

     5) ЗАМЕТКА О СЕКТЕ ЕЗИДОВ

     Из многих сект, возникших в Месопотамии среди мусульман после смерти их
пророка, нет ни одной, которая была бы столь же ненавистна для всех  прочих,
как секта езидов. Имя езидов происходит от шейха Езида, основателя их  секты
и заклятого врага рода Али.  Учение,  которое  они  исповедуют,  есть  смесь
манихейства, магометанства и верований древних персов. Оно сохраняется среди
них по преданию и переходит от отца к сыну без помощи какой бы  то  ни  было
книги; ибо им запрещено обучаться чтению и письму.  Это  отсутствие  книг  и
есть, без сомнения, причина того, что магометанские историки говорят об этой
секте лишь вскользь, называя этим именем людей,  погрязших  в  богохульстве,
жестоких,  диких,  проклятых  богом  и  изменивших  вере   своего   пророка.
Вследствие  этого  о  верованиях  езидов  нельзя  получить  никаких   точных
сведений, кроме того, что удается в настоящее время наблюдать в их среде.
     Первое правило езидов - заручиться дружбой дьявола и с  мечом  в  руках
вставать на его защиту. Потому они воздерживаются не только от  произнесения
его имени, но даже и от  употребления  какого-либо  выражения,  близкого  по
созвучию к его имени. Например, река на обычном языке называется шатт, и так
как это слово имеет отдаленное сходство со словом  шайтан,  именем  дьявола,
езиды называют реку аве мазен, т. е. большая вода. Точно так же турки  часто
проклинают дьявола, пользуясь для этого словом ноль, т. е. проклятие.  Езиды
тщательно избегают всех слов, имеющих  какое-нибудь  соответствие  с  данным
словом. И вместо слова наль, означающего также подкова, они говорят соль, т.
е. подошва башмаков лошади, и  заменяют  словом  солькер,  т.  е.  сапожник,
обычное слово нальбенда, что значит кузнец. Всякий, кто посещает места,  ими
обитаемые, должен очень внимательно остерегаться, как бы не произнести  слов
дьявол и проклятый, и особенно: будь проклят дьявол; иначе он сильно рискует
подвергнуться побоям и  даже  смерти.  Когда  езиды  по  делам  приезжают  в
турецкие города, нельзя им нанести большего оскорбления, как проклясть в  их
присутствии дьявола, а если того, кто  совершил  эту  неосторожность,  езиды
встретят в пути и узнают, то он подвергается большой опасности  испытать  на
себе их месть. Не  раз  случалось,  что  члены  этой  секты,  схваченные  за
какое-нибудь преступление  турецкими  властями  и  приговоренные  к  смерти,
предпочитали казнь предоставленной  им  возможности  избегнуть  ее,  прокляв
дьявола.
     У дьявола нет имени на языке езидов. В крайнем случав они называют  его
иносказательно: шейх мазен, великий начальник. Они признают всех пророков  и
всех святых,  которых  чтут  христиане  и  имена  которых  носят  монастыри,
расположенные по соседству. Они верят, что все эти святые,  во  время  своей
земной жизни, были отличены от других людей в  той  мере,  насколько  в  них
пребывал дьявол. Особенно сильно, по  их  мнению,  он  проявился  в  Моисее,
Иисусе Христе и  Магомете.  Словом,  они  думают,  что  бог  повелевает,  но
выполнение своих повелений поручает власти дьявола.
     Утром, едва  покажется  солнце,  они  босыми  бросаются  на  колени  и,
повернувшись лицом к светилу, молятся, повергаясь ниц. Для совершения  этого
обряда они удаляются от людей;
     они делают все возможное, чтобы  их  не  видели  при  выполнении  этого
долга, от которого они даже освобождают себя, смотря по обстоятельствам.
     У них нет ни постов, ни молитв, и, чтобы  оправдать  несоблюдение  этих
религиозных обрядностей, они говорят, что шейх Езид выполнил их за всех, кто
будет исповедовать его учение, до самого конца света, и  что  он  получил  в
этом положительное уверение в  своих  откровениях;  вследствие  этого-то  им
запрещено учиться читать и писать. Однако все начальники  племен  и  больших
селений  оплачивают  магометанских  грамотеев,  чтобы  читать  и  разъяснять
письма, адресованные им турецкими вельможами и пашами, и чтобы  отвечать  на
них. По поводу же своих собственных дел они никогда не обращаются к человеку
другой веры: все свои приказания и поручения они передают устно через  людей
своей секты.
     Не зная ни молитв, ни постов,  ни  жертвоприношений,  они  не  имеют  и
никаких праздников. Однако на 10-й день после  августовского  новолуния  они
собираются  неподалеку  от  могилы  шейха  Ади.  Это  собрание,  на  которое
стекается множество езидов из отдаленных местностей, длится весь день и  всю
следующую ночь. В течение пяти или шести дней до и  после  такого  собрания,
небольшие караваны рискуют подвергнуться в  равнинах  Моссула  и  Курдистана
нападению  этих  паломников,  путешествующих  всегда  по  нескольку  человек
вместе, и редкий год проходит без того,  чтобы  это  паломничество  не  дало
повода  для  какого-нибудь  печального  происшествия.  Говорят,  что   много
женщин-езидок, за исключением,  впрочем,  незамужних  девушек,  приходят  из
окрестных селений на это собрание и что в эту ночь,  после  обильной  еды  и
попойки, гасят все огни и больше уже не разговаривают до  зари,  -  момента,
когда все расходятся. Можно себе представить, что творится в этом молчании и
под покровом тьмы.
     У езидов нет запрета ни на какой род пищи, кроме латука  и  тыквы.  Они
никогда не пекут у себя дома пшеничного хлеба, а только ячменный;  не  знаю,
какая тому причина.
     В клятвах они пользуются теми же выражениями, какие  в  ходу  у  турок,
христиан и евреев, но самая сильная клятва между ними, это  клятва  знаменем
Езида, т. е. их верой.
     Эти сектанты питают очень большое уважение к  христианским  монастырям,
находящимся по соседству. При посещении монастыря,  они,  еще  не  войдя  за
ограду, разуваются и, идя босиком, целуют дверь и  стены:  они  думают  этим
снискать покровительство святого, имя  которого  носит  монастырь.  Если  им
случается во  время  болезни  увидеть  во  сне  какой-нибудь  монастырь,  то
немедленно по выздоровлении  они  отправляются  туда  с  дарами  -  ладаном,
воском, медом или чем-нибудь Другим. Они остаются там около четверти часа  и
перед уходом снова целуют стены.  Они  без  всякого  колебания  целуют  руку
патриарху  или  епископу  -  настоятелю  монастыря.  Что  касается  турецких
мечетей, то они избегают входить в них.
     Езиды признают главой своего вероучения шейха  того  племени,  которому
поручена охрана могилы восстановителя их  секты  -  шейха  Ади. 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |  136 |  137 |  138 |  139 |