Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


изображает
Пугачева как талантливого,  смелого  руководителя  крестьянского  восстания,
подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность,  связь  с  народом.
Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачева. Для Пушкина  они  выражали
национальный характер русского народа. "Взгляните на русского крестьянина, -
писал поэт в "Путешествии из Москвы в Петербург", - есть ли и тень  рабского
уничижения в его поступи и речи? О его смелости  и  смышлености  и  говорить
нечего. Переимчивость его известна.  Проворство  и  ловкость  удивительны...
Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud
{2} , никогда не заметите в нем ни  грубого  удивления,  ни  невежественного
презрения к чужому". Эту высокую характеристику  Пушкин  воплотил  в  образе
Пугачева. Добродушие и  простосердечие  Пугачева  -  также  черты  характера
народного, хотя Пушкин не скрывает и пугачевской жестокости  в  отношении  к
"царским супротивникам". В одной-двух  сценах  образ  Пугачева  окрашивается
Пушкиным в юмористические  тона.  Однако  мягкий  юмор  не  снижает  образа,
вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился
и сам автор к своему герою. Эти сцены  усиливают  историческую  конкретность
образа Пугачева, который был для  Пушкина  не  только  вождем  крестьянского
восстания,  потрясшего  дворянское  государство,  но  и  простым  казаком  -
"Емелькой" Пугачевым.
     Показывая исторического героя, Пушкин,  в  отличие  от  романтиков,  не
возводит его на помост, рисует его характер как значительный и в то же время
простой, сходный с чертами рядовых участников того  исторического  движения,
которое выдвинуло данную выдающуюся личность.  Вместе  с  тем  символическим
образом орла из пугачевской сказки  Пушкин  раскрывает  трагическое  величие
судьбы  Пугачева.  Поэт  отверг  стихийное  народное  восстание  как  способ
разрешения противоречий русской жизни, усмотрев в нем "бунт бессмысленный  и
беспощадный".  Но  он  морально  оправдал  его,   показав,   что   причинами
крестьянского  недовольства  явились   жестокость   помещиков,   притеснения
крестьян, крепостнический гнет.
     С  большой  симпатией  обрисована  Пушкиным  семья  капитана  Миронова.
Мироновы  не   являются   владельцами   "крещеной   собственности".   Пушкин
показывает, что именно в такой семье и могла вырасти  замечательная  русская
девушка Маша Миронова с ее  простым,  чистым  сердцем,  высокими  моральными
требованиями к жизни, с ее мужеством.
     В образе старика Гринева Пушкин воплощает идею  гуманного  отношения  к
крепостным  крестьянам.  Поэт  вовсе  не  идеализирует  семью  Гриневых;  он
показывает, что и старик Гринев и  молодой  Гринев  способны  к.  проявлению
жестокого  помещичьего  самовластия:   достаточно   вспомнить   расправу   с
воспитателем молодого Гринева французиком  Бопре  или  незаслуженную  обиду,
нанесенную Савельичу.  Пушкин  показывает,  таким  образом,  несовместимость
подлинной гуманности,  благородства  и  чести  с  крепостническими  нравами.
Дворянская публицистика на все лады пела о  необходимости  развития  "добрых
чувств" в народе, Пушкин своей повестью будил  "чувства  добрые"  к  народу.
"Историей села Горюхина", "Дубровским", "Капитанской дочкой" Пушкин,  "вслед
Радищеву", проявил то внимание к крестьянскому вопросу, которое с  40-х  гг.
прошлого века становится основным и ведущим в русской общественной мысли,  в
передовой русской литературе.
     Поэтический синтез истории и вымысла в "Капитанской  дочке"  отражен  в
самом ее  сюжете  о  судьбе  дворянской  семьи  в  обстановке  крестьянского
восстания. Пушкин следовал здесь не за сюжетами романов Вальтера Скотта, как
это утверждали некоторые  исследователи,  а  основывался  на  самой  русской
действительности.  Драматическая  судьба  многих  дворянских  семей   весьма
типична в период  антифеодального  крестьянского  движения.  В  "Капитанской
дочке", говоря словами Пушкина, "романическая история без насилия  входит  в
раму обширнейшую  происшествия  исторического".  Роль  народных  движений  и
социальных конфликтов  раскрыта  в  романе  Пушкина  гораздо  резче,  чем  у
Вальтера Скотта.
     В  своих  романах  Вальтер  Скотт  увлекался  пространными  описаниями,
передачей так называемого местного колорита.  Одна  из  героинь  пушкинского
"Романа в письмах" говорит: "Я в Вальтере Скотте  нахожу  лишние  страницы".
Конечно, это была мысль самого поэта. Пушкин понимал необходимость  передачи
местного колорита, или "местных красок", как он выражался, но он не придавал
этому слишком большого значения. Не любил Пушкин прибегать и к романтическим
эффектам. Главным для него было создание характеров, типов, верных эпохе.
     При сжатости и концентрированности повествования в "Капитанской  дочке"
все мотивировано, все вытекает из взаимодействия обстоятельств и  характеров
героев, как определенных типов русской жизни данной эпохи. Великое искусство
исторического  романа  Пушкина   и   состоит   как   раз   в   его   крайней
безыскусственности.  "Капитанская  дочка"  -  "решительно   лучшее   русское
произведенье в повествовательном роде, -  писал  Гоголь.  -  Сравнительно  с
"Капитанской дочкой" все наши романы и повести кажутся приторной  размазней.
Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама
действительность кажется перед нею искусственной и  карикатурной.  В  первый
раз  выступили  истинно-русские  характеры:  простой   комендант   крепости,
капитанша, поручик;  сама  крепость  с  единственной  пушкой,  бестолковщина
времени и простое величие простых людей, все - не только  самая  правда,  но
еще как бы лучше ее" (Н. В. Гоголь, Полн. собр. соч., т. 8, 1952, стр. 384).
     Социальный и национально-исторический принципы были привнесены Пушкиным
и в сферу поэтического языка, став основой речевой характеристики персонажей
и в "Борисе Годунове", и  в  "Капитанской  дочке".  Особенно  наглядна  речь
Пугачева, подлинно  народная  по  энергичности  выражений,  по  "живописному
способу выражаться", в чем Пушкин видел  одну  из  черт  русского  народного
типа.
     "Капитанская   дочка"   явилась   первым   завершенным   реалистическим
историческим романом в русской литературе.
     В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит  подлинно
исторический конфликт, такие противоречия и столкновения,  которые  являются
для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими. И в
"Арапе Петра Великого", и в "Рославлеве", и  в  "Капитанской  дочке"  Пушкин
раскрывает существенные стороны исторической жизни нации. Этим прежде  всего
определяется эпический характер, ясность и глубина содержания  исторического
романа Пушкина, а вместе с  тем  и  его  огромная  познавательная  ценность.
Народность  исторического  романа  Пушкина  заключается   в   том,   что   в
"Капитанской дочке", и  в  "Арапе  Петра  Великого",  и  в  "Рославлеве"  за
событиями  и  судьбой  персонажей  романов   чувствуется   жизнь   народная,
историческая судьба нации, возникает образ России.
     Так, в поэзии и в прозе Пушкина  реализовывались  замыслы,  органически
соединившие эпохи Петра I, Екатерины II,  1812-го,  1825-го  и  начала  30-х
годов в  единый  исторический  процесс.  Между  этими  периодами,  нашедшими
отображение в его творчестве, в  частности  в  историческом  романе,  Пушкин
ощущал неразрывную связь. В конце жизни Пушкин задумал и начал писать  роман
"Русский Пелам", в котором  снова  обращался  ко  времени  декабристов.  Как
подлинно великий представитель классического реализма,  Пушкин  стремился  к
синтетическому  познанию  действительности  в  ее  непрерывном  развитии,  к
отображению этой действительности  в  обширном  цикле  картин,  охватывающих
прошлое и современность. И то, что он не успел  сделать,  он  завещал 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |  136 |  137 |  138 |  139 |