Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


с  его  социальными  различиями.  Индивидуализм
Германна, "наполеоновские" стремления  пушкинского  героя  к  возвышению,  к
власти, развитая еще в "Скупом рыцаре" тема жестокого и губительного влияния
золота  на  человека  -  все  это  черты  новых  буржуазно-капиталистических
отношений,     вторгавшихся     в     русскую      дворянско-крепостническую
действительность.   Пушкин    проницательно    показал    порождаемые    ими
психологические драмы.
     "Пиковая дама" -  это  типично  "петербургская  повесть",  предваряющая
петербургские повести Гоголя и такие романы Достоевского, как "Подросток"  и
особенно "Преступление и наказание" (образ Германна - образ  Раскольникова).
Сам Достоевский говорил одному из своих знакомых: "Мы пигмеи перед Пушкиным,
нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его  фантазии.
Недавно перечитал я его "Пиковую  даму".  Вот  фантазия!..  Тонким  анализом
проследил он все движения Германна, все его мучения,  все  его  надежды,  и,
наконец, страшное,  внезапное  поражение".  С  огромной  силой  выявились  в
"Пиковой даме" глубина и вместе  с  тем  сжатость  и  строгость  пушкинского
психологического анализа, стройность  и  логичность  фабулы,  драматизм  без
всяких нарочитых эффектов, присущих романтической повести 30-х гг., точность
и лаконичность стиля.
     По социальной остроте к "Пиковой даме"  примыкает  замысел  повести  из
немецкой жизни "Марья Шонинг" (1835), на необычную  для  русской  литературы
того времени тему трагической судьбы девушки из бедной рабочей среды.
     Во время поездки в Болдино в 1830 г. Пушкин был свидетелем крестьянских
волнений. Он живо чувствовал антикрепостнические настроения  народа.  "Народ
подавлен и раздражен", - писал он своей  приятельнице,  дочери  фельдмаршала
Кутузова Е. М. Хитрово. В "Заметках о холере 1831 года"  Пушкин  записывает:
"Народ ропщет..." В  августе  1831  г.,  глубоко  потрясенный  крестьянскими
восстаниями и жестокими, беспощадными расправами с восставшими, Пушкин писал
Вяземскому: "Когда в  глазах  такие  трагедии,  некогда  думать  о  собачьей
комедии нашей литературы".
     В последние годы жизни Пушкина крестьянская тема становится центральной
и в публицистической и в художественной его прозе. Еще в Болдине он начинает
"Историю села Горюхина", сатирическое повествование, в котором  намеревается
показать постепенный  упадок  крепостной  деревни,  обнищание  крестьянства,
произвол помещиков и их управителей, крестьянский бунт. Само  название  села
Горюхина  перекликается  с   названием   деревни   "Разоренной",   описанной
Радищевым. Работа Пушкина над "Историей села Горюхина" прекратилась;  трудно
было провести через царскую цензуру это антикрепостническое произведение, по
яркости и остроте предваряющее сатиру Салтыкова-Щедрина.
     В 1832 г. Пушкин  начинает  писать  роман  "Дубровский",  в  котором  с
большой  остротой  ставится  вопрос  о   взаимоотношениях   крестьянства   и
дворянства.
     В основу сюжета "Дубровского" положен сообщенный Пушкину его другом  П.
В. Нащокиным эпизод из жизни одного "белорусского  небогатого  дворянина  по
фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который  имел  процесс  с
соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними  крестьянами,
стал грабить сначала  подьячих,  а  потом  и  других.  Нащокин  видел  этого
Островского в остроге". ("Рассказы Пушкина, записанные со слов его друзей П.
И. Бартеневым в 1851-1860 годах", М. 1925, стр. 27.)
     Время действия  романа  относится,  по-видимому,  к  10-м  гг.  XIX  в.
"Дубровский"  замечателен  прежде   всего   широкой   картиной   помещичьего
провинциального быта и нравов. "Старинный быт  русского  дворянства  в  лице
Троекурова изображен с ужасающею верностью", - указывает Белинский (т.  VII,
стр.    577).    Исторически     Троекуров     -     типичное     порождение
феодально-крепостнической  действительности  екатерининского  времени.   Его
карьера началась после переворота 1762 г., приведшего Екатерину II к власти.
Противопоставляя знатному и богатому Троекурову бедного, но гордого  старика
Дубровского, Пушкин раскрывает в романе судьбу  той  группы  родовитого,  но
обедневшего дворянства, к которой по рождению принадлежал он сам.
     Новое  поколение  провинциальной  поместной  аристократии  представлено
образом "европейца" Верейского.
     Сатирическими красками в романе обрисовано "чернильное племя" продажных
чиновников-крючкотворов, ненавистных крепостным крестьянам  не  меньше,  чем
Троекуров. Без  этих  исправников  и  заседателей,  без  образа  трусливого,
равнодушного к нуждам народа кистеневского попа картина помещичьей провинции
начала XIX в. была бы неполной.
     Особенной остроты роман  Пушнина  достигает  в  изображении  настроений
крепостных крестьян. Пушкин не идеализирует крестьянство. Он показывает, что
феодальные нравы развращали некоторых дворовых, становившихся  холопами.  Но
Пушкин  показывает  и  крепостных  крестьян,  враждебно  настроенных  против
помещиков и их прихвостней. Такова фигура кузнеца Архипа, расправляющегося с
судом  по  собственной  воле  и  вопреки  желанию  Дубровского.  На  просьбу
разжалобившейся Егоровны пожалеть погибающих  в  огне  приказных  он  твердо
отвечает: "Как не так", - и после расправы заявляет: "Теперь все ладно".
     С бунтарски настроенными крестьянами Пушкин сближает дворянина-бунтаря,
разоренного и одинокого Дубровского. Романтический образ бунтаря-протестанта
против рабства и деспотизма  приобретает  у  Пушкина  конкретное  социальное
содержание. Герой романа - отщепенец в  помещичьей  среде.  Однако  поэт  не
делает Дубровского единомышленником крестьян, он подчеркивает личные  мотивы
его бунтарства. Когда Дубровский узнает, что Маша замужем за  Верейским,  он
покидает своих товарищей, заявляя им: "Вы все мошенники".  Крепостной  массе
он остается чуждым.
     По жанровым признакам "Дубровский" - историко-бытовой роман.  Но  образ
Дубровского обрисован Пушкиным в известной степени в  традициях  авантюрного
романа  XVIII  в.   Это   не   могло   не   помешать   развитию   в   романе
антикрепостнической, социальной крестьянской темы.
     Тема  крестьянских  восстаний,  только   затронутая   в   "Дубровском",
естественно, обращала мысль Пушкина к восстанию  Пугачева.  Поэт  задумывает
писать  "Историю  Пугачева".  Одновременно  еще  в   процессе   работы   над
"Дубровским"  у  Пушкина  возник  замысел  художественного  произведения   о
пугачевском восстании. В январе 1833 г. Пушкин набрасывает план "Капитанской
дочки".
     В  "Капитанской  дочке"  Пушкин  нарисовал  яркую  картину   стихийного
крестьянского  восстания.  В  образах  белогорских   казаков,   изувеченного
башкирца, татарина, чуваша,  крестьянина  с  уральских  заводов,  поволжских
крестьян Пушкин рисует разнообразный состав движения, его широкую социальную
базу. В повести раскрыт народный характер  движения.  Где  бы  ни  появлялся
Пугачев, везде его сопровождает возбужденный и радостный народ. "Весь черный
народ был за Пугачева", - отмечает Пушкин и в "Замечаниях о бунте" ("История
Пугачева").
     Социальный  принцип  изображения   жизни   постепенно   приобретает   в
произведениях Пушкина все более глубокий характер. Если в "Борисе  Годунове"
и в "Рославлеве" народ выступает как социально нерасчлененная  масса,  то  в
"Капитанской дочке", в "Сценах из  рыцарских  времен"  Пушкин  рисует  образ
народа  социально  дифференцированным.  В  "Капитанской  дочке"   крепостное
крестьянство изображено конкретно-исторически, в различных своих группах,  в
различных отношениях к помещику: от преданного своим господам  Савельича  до
вождя народного восстания Пугачева.
     Дворянские   публицисты   стремились   всячески   очернить    Пугачева,
представляли его злодеем, занятым грабежами  и  разбоем.  Пушкин 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |  136 |  137 |  138 |  139 |