Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


персонажей,
описания, бытовые детали, - все дается с тонким  чувством  меры.  Пушкин  не
углубляется в психологический анализ, играющий  столь  существенную  роль  в
прозе Лермонтова. Не увлекается он и бытовыми описаниями, что будет  присуще
Гоголю. Л. Н. Толстой, оценивая прозу Пушкина, писал П.  Д.  Голохвастову  в
апреле 1873 г.: "Давно ли Вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу
- прочтите сначала все "Повести Белкина". Их надо изучать и изучать  каждому
писателю. Я на днях это сделал и не могу Вам передать  того  благодетельного
влияния, которое имело на меня это чтение" (Л. Н. Толстой, О литературе,  М.
1955, стр. 144).
     Воспользовавшись материалами своего путешествия в Закавказье, Пушкин  в
противовес сентиментальным путешествиям и экзотическим  описаниям,  которыми
увлекались писатели-романтики, создает реалистические очерки "Путешествие  в
Арзрум", где дает лаконичное и точное изображение всего виденного.
     Пушкинские пейзажные и бытовые зарисовки передают  самое  существенное,
самое главное в изображаемом явлении, в них нет  никаких  излишних  деталей;
Пушкину не нравится "близорукая мелочность" описаний французских романистов.
Он отвергает манерную изысканность и чопорность сентименталистов  и  пышный,
насыщенный метафорами  слог  романтической  прозы,  ее  живописные  эффекты.
Принцип "нагой простоты" Пушкин во всем проводит строго последовательно.  Он
всегда сдержан и избегает всего, что могло бы показаться поэзией в прозе.
     В 1831 .г. Пушкин снова обращается к историческому роману.
     На Западе исторический роман  уже  приобрел  к  тому  времени  огромную
популярность. Романы  Вальтера  Скотта  получили  мировую  известность,  его
влияние плодотворно сказалось не только в литературе, но  и  в  исторической
науке. Вслед за Вальтером Скоттом  в  жанре  исторического  романа  начинают
писать крупнейшие мастера западной литературы - Бальзак,  Стендаль,  Мериме,
Виктор Гюго во Франции, Манцони  в  Италии,  Ф.  Купер  -  в  США.  Всеобщее
увлечение  историческим  романом  современники  объясняли  характером  самой
эпохи, наступившей после  драматического  финала  наполеоновской  эпопеи.  В
одной из журнальных статей 30-х гг. читаем:.  "Раньше  довольствовались  при
знакомстве с историей рассказами о сражениях и победах, теперь же, "вопрошая
прошлое", хотят вникнуть в "самые мельчайшие подробности внутренней  жизни".
Именно этому интересу к "внутреннему", "повседневному"  или,  как  выразился
Пушкин в заметке  о  Вальтере  Скотте,  "домашнему"  в  истории,  и  отвечал
реалистический исторический роман начала XIX в. Его популярность связывалась
с    демократическим     движением     того     времени,     с     развитием
национально-исторического самосознания  народов,  с  подъемом  общественного
интереса к проблемам истории.
     С нарастающим успехом читались  романы  Вальтера  Скотта  и  в  России.
Переводы его произведений начались с 1820  г.  Пушкин  высоко  ценил  романы
Вальтера Скотта. Влияние его он находил еще в повестях Бестужева.
     Понятно, какой огромный интерес должны были вызвать у русской  читающей
публики исторические романы, посвященные своей родной, национальной истории.
"Публика... была увлечена страстью нашего  века  к  романам...  Зная  чужое,
русские читатели хотели видеть и знать свое",  -  отмечалось  в  "Московском
телеграфе" в 1830 г. Неслыханный успех выпал на долю  первого  исторического
романа М. Н.  Загоскина  "Юрий  Милославский,  или  Русские  в  1612  году",
появившегося в 1829 г. Его читала вся грамотная Россия.  Пушкин  с  похвалой
отозвался о романе Загоскина. "Недавно исторический роман  обратил  на  себя
внимание всеобщее", -  замечает  он  в  1830  г.  ("0  новейших  блюстителях
нравственности").  Мысль  о  создании  русского  исторического  романа   уже
несколько лет занимала поэта. По возвращении из ссылки в Москву  он  говорил
своим друзьям: "Бог даст, мы напишем исторический роман, на который и другие
полюбуются". (См. П. В. Анненков. Материалы для  биографии  А.  С.  Пушкина.
СПб. 1873, стр. 191.) "Арап Петра Великого"  остался  незавершенным.  Теперь
Пушкин обращается к более близкой эпохе; летом 1831 г.  он  начинает  писать
исторический роман "Рославлев" на тему об Отечественной войне 1812 г.
     Одним из поводов к написанию "Рославлева" явился роман М. Н.  Загоскина
"Рославлев, или Русские в 1812 году", вышедший в 1830 г. Роман  этот  вызвал
недовольство Пушкина искажением исторической обстановки  1812  г.,  попыткой
бросить тень на передовую дворянскую интеллигенцию. Пушкин  находил,  что  в
"Рославлеве" Загоскина нет истины ни в одной мысли, ни в одном чувстве, ни в
одном положении, хотя и отмечал в нем занимательность повествования.  Однако
замысел пушкинского "Рославлева" был связан с давним  и  глубоким  интересом
поэта к войне 1812 г., в которой Пушкин видел "величайшее  событие  новейшей
истории". Еще в 1829 г. он задумывает прозаическое произведение, связанное с
эпохой 1812 г. (См. отрывок: "В начале 1812 года полк наш стоял...") Интерес
Пушкина к событиям Отечественной войны обострился в 1831 г. в связи  с  тем,
что французская печать призывала в то время к новой войне против России.
     Работа над "Рославлевым" является важным этапом в развитии  пушкинского
исторического романа.
     В журнальных статьях 1829-1831 гг.  при  обсуждении  романов  Загоскина
ставился вопрос о том, "может ли народ быть героем исторического романа?". В
"Рославлеве" Загоскин показал народ,  но  только  как  пассивную  силу,  как
послушную паству, ведомую своим пастырем -  крепостническим  дворянством  во
главе с монархом. Совершенно иной образ  народа  нарисовал  в  своем  романе
Пушкин.
     В  момент  нашествия  врага,  в   момент   грозной   опасности   "народ
ожесточился,  -  отмечает  Пушкин.  -  Светские  балагуры  присмирели;  дамы
вструхнули... Все закричали о  Пожарском  и  Минине  и  стали  проповедовать
народную войну, собираясь на долгих отправиться в саратовские деревни". Роль
народа в событиях 1812 г. ярко раскрыта Пушкиным в  этом  противопоставлении
патриотического   ожесточения   народных   масс   трусливому   "саратовскому
патриотизму" большинства дворянства.
     Выразителем  патриотических  чувств  народа  является  в   "Рославлеве"
Полина. Ее образ - мужественной и решительной патриотки, сумевшей  понять  и
высоко  оценить  героический  подвиг  народа,  борющегося  за  независимость
родины, вносит существенное дополнение в  галерею  образов  русских  женщин,
созданных Пушкиным. Пафос жизни  Полины  -  любовь  к  родине,  которой  она
подчиняет и свои личные чувства. "Ты не знаешь? - сказала мне Полина с видом
вдохновенным, - твой брат... он счастлив, он не в плену - радуйся:  он  убит
за спасение России".
     Полина готова отдать и свою жизнь за родину. Весь психологический склад
Полины - "необыкновенные качества души и мужественная возвышенность ума", ее
отношение к светской жизни, наконец ее идеи - все это было  свойственно  той
передовой дворянской молодежи, общественное пробуждение которой  началось  с
1812 г.
     Пушкинские зарисовки быта и настроений  московского  аристократического
дворянства эпохи войны с  Наполеоном  нашли  свою  дальнейшую  разработку  и
развитие в романе "Война и мир" Толстого.
     После революции 1830 г. во Франции и новой полосы крестьянских волнений
в России реализм Пушкина развивается на основе все более глубокого понимания
поэтом социально-классовой обусловленности личности человека. Реалистический
метод Пушкина сочетает историзм  с  глубоким  пониманием  роли  общественных
различий, имеющих огромное значение для формирования личности человека,  его
образа мыслей. Социологический принцип в прозе Пушкина особенно ощутим уже в
"Пиковой даме", написанной в 1833 г. во вторую Болдинскую осень.  В  повести
звучит тема большого города 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |  136 |  137 |  138 |  139 |