Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


что  повести  "должны  быть  непременно
существенной частию журнала, как моды у "Телеграфа". По  мнению  Пушкина,  а
затем Белинского, роман являлся также одной из наиболее доступных,  наиболее
демократических художественных форм. Пушкин даже приравнивал в  этом  смысле
роман к басне. "Басни (как и романы), - пишет он  в  1830  г.,  -  читает  и
литератор, и купец, и  светский  человек,  и  дама,  и  горничная,  и  дети"
("Опровержение на критики"). Эту же мысль Пушкин повторяет и  в  1836  г.  в
"Письме к издателю", - отмечая, что  "повести  и  романы  читаются  всеми  и
везде". "Наш век - век романа", - пишет и Белинский.
     Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г.:  "В
наше время  под  словом  роман  разумеем  историческую  эпоху,  развитую  на
вымышленном повествовании" ("Юрий Милославский, или Русские в 1612 году").
     Существенную особенность романа своего  времени  Пушкин  видел,  прежде
всего, в  принципе  историзма.  Этим  роман  XIX  в.  действительно  глубоко
отличался от старинного романа, которому как раз и  недоставало  изображения
жизни в историческом духе. Другую существенную черту реалистического  романа
Пушкин  видел  во  всестороннем  изображении  жизни  и  характера  человека:
"Прежние романисты, - читаем у Пушкина в статье "Мнение  М.  Е.  Лобанова  о
духе словесности..." (1836), - представляя человеческую природу  в  какой-то
жеманной  напыщенности;  награда  добродетели  и   наказание   порока   были
непременным  условием  всякого  их  вымысла;   нынешние,   напротив,   любят
выставлять порок всегда  и  везде  торжествующим  и  в  сердце  человеческом
обретают только две струны: эгоизм и тщеславие. Таковой поверхностный взгляд
на природу человеческую обличает, конечно, мелкомыслие и вскоре так же будет
смешон и приторен, как чопорность и  торжественность  романов  Арно  и  г-жи
Котен. Покамест он еще нов,  и  публика,  т.  е.  большинство  читателей,  с
непривычки  видит  в  нынешних  романистах  глубочайших   знатоков   природы
человеческой". Но эта "словесность  отчаяния"  (как  назвал  ее  Гете)...  -
продолжает дальше Пушкин, - давно уже осужденная высшею  критикою,  начинает
упадать даже и во мнении публики".
     Существенное отличие современного романа от старинного романа и  романа
новейшей романтической школы Пушкин, следовательно, усматривал в  историзме,
объективности и всесторонности в изображении жизни общества  и  человека.  В
этом отношении поэта немногое удовлетворяло в  литературе  его  времени.  Он
выделил роман "Адольф" Констана и еще два-три романа, "в  которых  отразился
век и современный человек изображен довольно верно".
     Расцвету романа в русской литературе предшествовало развитие повести.
     С начала 30-х гг. повесть постепенно занимает  ведущее  место  в  прозе
журналов и альманахов. Как авторы повестей, выдвигаются молодые писатели: Н.
А. Полевой, М. П. Погодин, Н. Ф. Павлов, В. Ф.  Одоевский.  Своего  расцвета
достигает проза А. Бестужева-Марлинского, по словам  Белинского  "зачинателя
русской повести". В творчестве этих писателей преобладал романтизм.
     Вступление Пушкина в прозу по  существу  также  начинается  с  повести.
Осенью 1830 г. в Болдино он пишет пять повестей:  "Гробовщик",  "Станционный
смотритель", "Барышня-крестьянка", "Выстрел", "Метель", объединенных в  цикл
"Повести Белкина". Пушкин  публикует  их  анонимно,  не  надеясь  на  успех,
настолько они отличались от популярной тогда романтической  и  дидактической
прозы.
     В конце  октября  1831  г.  повести  вышли  в  свет,  по  свидетельству
Белинского, "холодно принятые публикою и еще холоднее журналами" (Белинский,
т. VII, стр. 577). Н. Полевой, например, отозвался о "Повестях Белкина", как
"о фарсах, затянутых в корсет простоты без всякого милосердия"  ("Московский
телеграф", 1831, э 21, ноябрь,  стр.  256).  Пушкина  все  это  не  смутило.
Сохранился интересный рассказ о разговоре поэта с одним его знакомым - П. И.
Миллером. На вопрос Миллера: "Кто этот Белкин?" - Пушкин отвечал: "Кто бы он
там ни был, а  писать  повести  надо  вот  этак:  просто,  коротко  и  ясно"
("Русский архив", 1902, кн. III, стр. 234).
     "Повести Белкина" явились в печати первым реалистическим  произведением
русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного  быта
("Барышня-крестьянка")  Пушкин  выдвигает   в   них   демократическую   тему
маленького человека (повесть "Станционный смотритель"),  предваряющую  собой
"Шинель" Гоголя.
     "Повести Белкина" явились полемическим  откликом  Пушкина  на  основные
течения современной ему русской прозы.  Правдивостью  изображения,  глубоким
проникновением  в  характер   человека,   отсутствием   всякого   дидактизма
"Станционный      смотритель"      Пушкина      клал      конец      влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа "Бедной Лизы"
Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях
сюжетные ситуации  сентиментальной  повести  сменяются  реальными  типами  и
бытовыми  картинами,  изображением  подлинных  радостей  и  горестей  жизни.
Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной  чувствительности
сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык
сентиментальной   повести   уступает   место   простому   и   бесхитростному
повествованию,  вроде  рассказа  старика  смотрителя  о  его  Дуне.  Реализм
приходит на смену сентиментализму в русской прозе.
     В "Повестях Белкина" Пушкин выступает и против романтического шаблона в
повествовательной прозе конца 20-х гг. В  "Выстреле"  и  "Метели"  необычные
приключения и эффективные  романтические  ситуации  и  коллизии  разрешаются
просто и  счастливо,  в  реальной  обстановке,  не  оставляя  места  никаким
загадкам, без мелодраматических  концовок,  которые  были  так  популярны  в
произведениях романтизма. В  "Барышне-крестьянке"  казавшийся  романтическим
герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается  простым  и
добрым малым, находящим свое счастье с милой, но  обыкновенной  девушкой,  а
ссора их отцов, не породив ничего трагического,  разрешается  добрым  миром.
Вместе с тем Пушкина привлекают и сильные  личности.  В  1834  г.  он  пишет
повесть "Кирджали", об одном из участников греческого восстания 1821 г. Но и
в изображении героического  Пушкин  чуждается  романтической  приподнятости,
какой бы то ни было идеализации и тем более мелодраматизма.
     Еще  более  полемична  повесть  "Гробовщик".  Всевозможные  чудесные  и
таинственные ситуации романтических баллад и повестей, связанные с загробным
миром, сведены к сновидениям подвыпившего  Адрияна.  Гробы  именуются  здесь
просто  "деревянными  ящиками",  а  их   хозяин   оказывается   обыкновенным
человеком,   не   обладающим   никакими   сверхъестественными    свойствами.
Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический  ореол.  В
реалистическом изображении быта ремесленника, проживающего у Никитских ворот
в Москве, в прозаическом  облике  самого  Адрияна  с  его  профессиональными
словечками уже содержится зародыш художественной манеры будущей "натуральной
школы".
     В "Повестях Белкина"  рельефно  выявились  все  особенности  поэтики  и
стилистики пушкинской художественной  прозы.  Пушкин  выступает  в  них  как
превосходный новеллист, которому равно доступны и  трогательная  повесть,  и
острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта.
Художественные требования к прозе, которые  были  формулированы  Пушкиным  в
начале  20-х  гг.,  он  реализует  теперь  в  своей  собственной  творческой
практике. Ничего ненужного, одно необходимое  в  повествовании,  точность  в
определениях, лаконичность и сжатость слога.
     Все стороны жизненного содержания: нравы, быт,  психология 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |  136 |  137 |  138 |  139 |