Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


 России,  суровую
простоту петербургского двора, заботы Петра о государстве.
     Эпоха Петра раскрывается Пушкиным, главным образом, со стороны  "образа
правления", культуры и нравов русского  народа,  или,  как  Пушкин  писал  в
заметке "О народности в литературе" (1826) - "обычаев, поверий  и  привычек,
принадлежащих исключительно какому-нибудь народу". Пушкин стремился показать
петровское время в столкновении нового со старым (семья боярина  Ржевского),
в противоречивом и порой комическом сочетании освященных веками  привычек  и
новых порядков, вводимых Петром.
     В  образах  Ибрагима  и   легкомысленного   щеголя   Корсакова   Пушкин
исторически  верно  намечает  две  противоположные  тенденции   в   развитии
дворянского общества, порожденные Петровской реформой, те два типа  русского
дворянина, о которых позднее писал Герцен, облик которых освещен  Толстым  в
"Войне и мире". По стремлениям своего духа и по  смыслу  своей  деятельности
Ибрагим  является  наиболее  ранним  представителем  того  немногочисленного
просвещенного и прогрессивного дворянства, из среды которого  в  последующие
эпохи вышли некоторые видные деятели русской культуры.
     Интерес и  внимание  Пушкина  к  личности  и  реформам  Петра  I  имели
политический смысл и значение.
     В изображении Петра I Пушкин развил основные  мотивы  "Стансов"  (1826)
("На троне вечный был работник..." и  "Самодержавною  рукой  он  смело  сеял
просвещенье..."). Облик Петра I  Пушкиным  освещается  в  духе  того  идеала
просвещенного, устанавливающего разумные законы, любящего науку и искусство,
понимающего свой народ правителя, который рисовался воображению  Гольбаха  и
Дидро,  а  в  русской  литературе  до  Пушкина  -  Ломоносову  и   Радищеву.
Демократичность Петра, широта его натуры, проницательный,  практический  ум,
гостеприимство, добродушное лукавство, воплощали, по  мысли  Пушкина,  черты
русского национального характера. Белинский справедливо заметил, что  Пушкин
показал "великого преобразователя России,  во  всей  народной  простоте  его
приемов и обычаев" (В. Г. Белинский, т. VII, стр. 576).
     Позднее, в "Истории Петра", Пушкин более критически подошел к  личности
и деятельности Петра I. В "Арапе  Петра  Великого"  подчеркивая  простоту  и
гуманность Петра, Пушкин  полемизировал  с  тем  официальным  помпезным  его
изображением, которое импонировало Николаю I.
     Пафосом    "Арапа     Петра     Великого"     является     прославление
преобразовательной, созидательной деятельности Петра I и  его  сподвижников.
Тема Петра входит в творчество поэта в тесной связи  с  декабристской  идеей
прогрессивного  развития  России  в  духе  "народной  свободы,   неминуемого
следствия просвещения", - как писал Пушкин еще в  1822  г.  в  "Заметках  по
русской истории XVIII века".
     Рассматривая "Арапа Петра Великого" на фоне исторической  беллетристики
30-х гг., Белинский писал: "Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат,
мы имели бы превосходный  исторический  русский  роман,  изображающий  нравы
величайшей эпохи русской истории... Эти семь глав  неконченного  романа,  из
которых одна упредила все исторические романы гг. Загоскина  и  Лажечникова,
неизмеримо выше и  лучше  всякого  исторического  русского  романа,  порознь
взятого, и всех их, вместе взятых" (там же). "Арап Петра  Великого"  остался
незавершенным,      но      написанные      главы      показывают,       что
художественно-историческая проза Пушкина с самого начала развивалась по пути
реализма и народности. Пушкин равно далек и от  моралистического  подхода  к
историческому  прошлому,  который  был   присущ   сентименталистам,   и   от
романтических  "аллюзий",  применений  характеристики  исторических  лиц   и
событий  к  современной  политической   обстановке.   Конкретно-историческое
изображение  национального  прошлого,  верность   исторических   характеров,
рассмотрение действительности  в  ее  развитии,  -  те  принципы  историзма,
которые были выработаны Пушкиным в работе над "Борисом Годуновым",  -  нашли
свое художественное воплощение и в "Арапе Петра Великого", первом в  русской
литературе опыте реалистического исторического романа.
     Одновременно Пушкин ищет тему для романа о современности. Подходивший к
концу "Евгений Онегин" все больше становился для  него  романом  о  прошлом,
хотя и недавнем; слишком большой рубеж между первой и второй половиной  20-х
гг. в развитии русского общества положило 14 декабря 1825 г. К тому  же  это
был роман в стихах; Пушкин ощущал,  по  его  словам,  "дьявольскую  разницу"
между стихотворной и прозаической формой  романа.  В  1829  г.  он  начинает
писать "Роман в письмах", время действия которого совпадало с  временем  его
написания. Это был смелый замысел. В  романе  Пушкин  сопоставляет  светские
нравы конца 20-х гг.  с  идеалами  и  понятиями  предшествующего  периода  в
развитии русского общества. Герой романа Владимир, характеризуя образ  жизни
своего друга, типичный для минувшей эпохи, пишет ему: "Твои умозрительные  и
важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время  строгость  правил  и
политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не  снимая  шпаг,  -
нам было неприлично  танцевать  и  некогда  заниматься  дамами.  Честь  имею
донести тебе, теперь это все переменилось. Французский кадриль заменил Адама
Смита, всякий волочится и веселится как умеет. Я следую духу времени; но  ты
неподвижен, ты ci-devant, un  homme  стереотип.  Охота  тебе  сиднем  сидеть
одному на скамеечке оппозиционной стороны". Все эти перемены в духе  времени
Пушкин наблюдал в период своего  пребывания  в  Москве  и  Петербурге  после
ссылки. Перемены эти действительно  были  весьма  разительны,  Пушкин  видел
упадок в духовном и нравственном развитии дворянского общества. Вместе с тем
он стремился понять и отобразить в своем  творчестве  судьбу  оппозиционного
одиночки, связанного с эпохой декабристов.
     Пушкина  глубоко  волновали  затронутые  в  романе  темы  о   положении
дворянства и  его  отношении  к  крестьянству,  о  "небрежении",  в  котором
помещики оставляют своих крестьян, о старой и новой русской аристократии, об
обязанностях дворянина. Он развивает их в "Разговоре о критике", в  заметках
о русском дворянстве, в "Истории села Горюхина". Некоторые мотивы "Романа  в
письмах" Пушкин использовал в "Повестях Белкина".
     Для своего замысла прозаического романа о современности Пушкин избирает
старую, восходящую еще к "Новой Элоизе" Руссо  эпистолярную  форму.  В  годы
ссылки он в совершенстве овладел эпистолярным искусством. Собственные письма
поэта оказались творческой лабораторией, в которой выращивалась  его  проза.
Однако можно предположить, что эпистолярная форма показалась  затем  Пушкину
недостаточно   свободной   для   широкого   и    объективного    изображения
действительности; кроме того, она напоминала всем тогда еще памятную  манеру
сентименталистов; он не стал продолжать роман в письмах.
     Само обращение Пушкина к  жанру  прозаического  романа  соответствовало
основным тенденциям развития западноевропейской и  русской  литературы  того
времени. Жанр романа  приобретал  все  большее  значение,  широко  раскрывая
личную жизнь и внутренний мир  человека  в  связи  с  жизнью  социальной,  с
общественными  отношениями.  "Роман  преимущественно  перед  другими  родами
сочинений пользуется всеобщей любовью и потому действует сильнее на народные
нравы", - отмечал в 1828 г. "Московский вестник" (часть 7, стр. 169).
     Пушкин одним из первых почувствовал необходимость  развития  в  русской
литературе романа и повести.  Еще  в  период  1822-1825  гг.  он  настойчиво
советует Вяземскому и Бестужеву обратиться к жанру романа. В августе 1827 г.
в письме к Погодину, одному из редакторов близкого  ему  тогда  "Московского
вестника", Пушкин прямо  указывает, 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |  136 |  137 |  138 |  139 |