Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


Огромное собрание сказок народных, авторских и зарубежных на сайте Сказковеда. И сказки Пушкина там тоже есть.

сказки Пушкина, а также поэмы на сказочные сюжеты ("Бова", "Царь
Никита и сорок его дочерей") вовсе лишены подлинной народности, свойственной
зрелому пушкинскому творчеству. В них мы не найдем  ни  выражения  чувств  и
интересов народа, крестьянства, ни сознательного усвоения и переработки форм
и приемов  устного  народного  творчества.  Пушкин  в  них  лишь  использует
отдельные  элементы  народной  поэзии:  сказочный  сюжет  или  мотив,  имена
сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля  и  языка.  Подобным
образом использовали народное творчество почти все русские писатели XVIII  и
начала XIX в.
     Устная народная поэзия сопровождала всю жизнь крестьянина, от  рождения
до смерти, от колыбельной  песенки  до  похоронного  причитания.  Повсюду  в
народе пелись песни,  рассказывались  сказки.  Пели  ямщики  в  пути,  песни
звучали во время работы и в праздники, в хороводах и  на  свадьбах,  пели  и
рассказывали на зимних посиделках. Весь быт народа, его страдания и радости,
его борьба, его исторические воспоминания - все  это  получало  выражение  в
народной поэзии, в песнях, былинах, сказках,  преданиях,  передававшихся  от
поколения к поколению, обновлявшихся или создававшихся впервые.
     Писатели XVIII и начала XIX в. с детства  были  окружены  этой  стихией
народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное  творчество.
Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от
их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и
Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие.  Но  из  всего
богатого и разнообразного моря народной поэзии дворянскими  писателями  того
времени воспроизводились почти исключительно темы и сюжеты, не затрагивающие
социальных противоречий  крепостной  действительности:  лирические  любовные
песни и волшебные сказки. Иногда, как в ранних сказках и поэмах Пушкина (или
в   "Бове"   Радищева),   народные   образы   привлекались   для    создания
грубовато-эротических картин и сюжетов.
     Переход Пушкина в середине 20-х гг. к  реализму  сопровождался  у  него
глубоким интересом  к  народу.  Юношеский  лирические  сетования  на  судьбу
крепостного  крестьянина  ("Увижу   ли,   друзья,   народ   неугнетенный?"),
романтический горькие жалобы на отсутствие революционных настроений п народе
("Паситесь, мирные народы! // Вас не пробудит чести клич") заменяются теперь
пристальным и проницательным изучением народа, его жизни и потребностей, его
"души".  Этому  изучению  содействовало  пребывание   поэта   в   ссылке   в
Михайловском в самом тесном общении с крестьянами, и дворовыми. В отличие от
декабристов Пушкин старается подойти ближе к народу,  понять  его  интересы,
мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются
в его поэтическом  творчестве.  И  Пушкин  принимается  внимательно  изучать
народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, заставляет свою няню
снова рассказывать ее сказки, знакомые  ему  еще  с  детства,  -  теперь  он
по-иному  их  воспринимает,  ищет  в   них   выражения   "народного   духа",
вознаграждая тем "недостатки проклятого своего воспитания" {1}.
     Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения  народной  поэзии:
он стремится проникнуть в нее, творчески овладеть ее содержанием  и  формой,
научиться  самому  создавать  такие  же  песни  и  сказки,  какие  создавали
безыменные народные поэты. И это ему удалось  настолько,  что  до  недавнего
времени некоторые из его произведений в народном духе  (например,  "Песни  о
Стеньке Разине") исследователи принимали за записи подлинно народных  песен.
В отличие от всех предшественников, Пушкин в  своих  "подражаниях"  касается
прежде всего социальных и политических тем  народной  жизни.  Он  пишет  три
"Песни о Стеньке Разине", "единственном поэтическом лице  русской  истории",
как назвал его Пушкин в одном письме. Серьезные социальные темы  затрагивает
он и в своих сказках.
     Своего рода ступенью к народным сказкам были у Пушкина две  баллады  на
народные сюжеты:  о  девушке,  публично  разоблачившей  злодеев  разбойников
("Жених", 1825), и о страшном возмездии мужику, из трусости нарушившему свои
нравственный долг ("Утопленник", 1828).
     С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах,
а одна ("О медведихе") осталась незаконченной. Эти сказки впервые вводили  в
литературу подлинную, пе приноровленную  к  интересам  дворянского  читателя
народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения
героев или любовные переживания "красной  девицы"  и  "доброго  молодца".  В
пушкинских сказках затрагивается социальная тема (о жадном попе  и 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |