Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


Огромное собрание сказок народных, авторских и зарубежных на сайте Сказковеда. И сказки Пушкина там тоже есть.

печальной и безбрежной..." ("Последний  ключ  -
холодный ключ забвенья, он слаще всех жар сердца утолит").
     Мысль о том, что смерть предпочтительней жизни, Пушкин думал положить в
основу начатой им в 1826 г. мрачной поэмы о  герое  евангельской  легенды  -
Агасфере ("Вечном  Жиде"),  наказанном  за  свое  преступление  перед  богом
бессмертием.  Однако  эти  мрачные  темы  остались  временным   эпизодом   в
творчестве Пушкина. Он сумел преодолеть свое тяжелое настроение, и поэма  об
Агасфере была оставлена в самом начале.
     В  эти  годы  общественного  упадка  творческая   работа   Пушкина   не
прекращается, но он разрабатывает  в  это  время  темы,  непосредственно  не
связанные с темой освободительного движения. Предметом пристального внимания
поэта становятся человеческая психика, характеры, "страсти", их  влияние  на
душу человека (центральные главы "Евгения  Онегина",  "маленькие  трагедии",
наброски прозаических повестей).
     Среди    произведений    Пушкина    1826-1830    гг.,     вдохновленных
"психологической" темой, мы не находим ни одной  поэмы.  (Правда,  в  поэмах
"Полтава" и "Тазит" разработка психологии героев занимает большое место,  но
не она является основной  задачей  этих  чисто  политических  произведений.)
Более подходящей формой для художественного анализа человеческой  психологии
были роман в стихах, драматический этюд, прозаический рассказ или повесть.
     В эти же годы Пушкин пишет и  ряд  крупных  произведений  политического
содержания, но иного характера. В его творчестве этого времени находит  свое
воплощение тема русского государства, судьбы России в борьбе  с  Западом  за
свою самостоятельность - отзвук юношеских воспоминаний  Пушкина  о  событиях
1812-1815 гг. Параллельно с этим он  поэтически  разрабатывает  и  важнейшую
тему  многонациональности  русского  государства,  пишет   об   исторической
закономерности объединения в одно государственное целое множества  различных
народов. В поэме "Полтава" эти темы развиваются  на  историческом  материале
борьбы России начала XVIII в. с  сильнейшим  тогда  военным  государством  -
Швецией. Здесь же Пушкин поэтически раскрывает свою  оценку  взаимоотношений
России и Украины.  В  другой,  неоконченной,  поэме  "Тазит",  на  основании
впечатлений  Пушкина  от  его  второго  кавказского  путешествия  (1829).  и
размышлений о сложности и трудности вопроса  о  прекращении  вражды  народов
Кавказа с русскими, развивается та же национально-политическая тема.
     В  30-х  гг.  творчество  Пушкина  снова  почти   целиком   посвящается
разработке социальных вопросов. Народ, крепостное крестьянство,  его  жизнь,
его поэзия, его борьба за свое освобождение - становится одной  из  основных
тем Пушкина-художника и историка,  каким  он  делается  в  эти  годы.  Жизнь
крепостной деревни показывается в неоконченной "Истории  села  Горюхина",  в
"Дубровском"; в сказках и драме "Русалка"  воспроизводятся  и  художественно
обрабатываются мотивы народной  поэзии.  Борьбу  крестьян  против  помещиков
Пушкин показывает сначала в форме "разбоя" (в "Дубровском"), причем это  уже
не романтические "братья-разбойники", а  живые,  реальные  типы  крестьян  и
дворовых. Настоящей крестьянской войне, "пугачевщине" Пушкин  посвящает  два
больших  произведения  -  повесть   "Капитанская   дочка"   и   историческое
исследование "История Пугачева". Народное восстание против  феодалов-рыцарей
и участие в нем представителей класса буржуазии составляют тому неоконченной
драмы "Сцены из рыцарских времен".
     В эти годы Пушкин вводит  в  литературу  нового  героя  -  страдающего,
угнетенного  "маленького  человека",  жертву  не  справедливого  социального
устройства  -  в  повести  "Станционный  смотритель",   в   начатом   романе
"Езерский", в поэме "Медный всадник".
     Пушкин остро реагирует  на  происходящие  на  его  глазах  изменения  в
классовом составе интеллигенции, в частности писательской среды. Если прежде
"литературой у нас занимались только дворяне", как не раз  повторял  Пушкин,
видя в этом причину независимого поведения писателя по отношению к власти. к
правительству, то теперь все большую и большую роль  в  литературе  начинают
играть представители разночинной, буржуазной интеллигенции. В  те  годы  эта
новая  демократия  не  была  еще  "революционной   демократией",   наоборот,
большинство  из  ее  деятелей,  борясь  с  представителями   господствующего
дворянского, помещичьего класса за свое место в жизни, никаких оппозиционных
настроений по отношению к правительству, к царю не обнаруживало.
     Единственной  силой,  способной  противопоставить  свою   независимость
правительственному произволу, быть "мощным защитником" народа Пушкин  считал
то


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |