Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


Огромное собрание сказок народных, авторских и зарубежных на сайте Сказковеда. И сказки Пушкина там тоже есть.

    В эти же годы, может быть под влиянием  громадного  успеха  "Руслана  и
Людмилы",   Пушкин   обдумывал   и   поэмы   совершенно   иного    типа    -
волшебно-сказочные, с авантюрным сюжетом и историческими или мифологическими
персонажами: о Бове-королевиче, о сыне Владимира  Святого  Мстиславе  и  его
борьбе с черкесами, об Актеоне и Диане. Но эти замыслы, отвлекавшие поэта от
основной его задачи - развития и углубления романтической тематики, - так  и
не были осуществлены им.
     Впрочем, весной 1821 г. Пушкин написал небольшую  поэму  "Гавриилиада",
остроумную,  блестящую  антирелигиозную  сатиру  -  отклик  на   усилившуюся
политическую  реакцию,  окрашенную  в  эти  годы  мистикой   и   религиозным
ханжеством.
     В 1823 г. Пушкин переживает  сильнейший  кризис  своего  романтического
мировоззрения. Разочаровавшись в надежде  на  близкое  осуществление  победы
революции сначала на Западе, а затем и в России, - а в этой  победе  Пушкин,
полный "беспечной веры", был совершенно убежден, - он скоро разочаровался  и
во всех своих романтических идеалах - свободы, возвышенного героя,  высокого
назначения поэзии, романтической вечной любви. Он  пишет  в  это  время  ряд
мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою "желчь"  и  "цинизм"  (по
его выражению) - "Сеятель", "Демон", "Разговор книгопродавца  с  поэтом"  (а
немного позже - "Сцену из  Фауста")  и  другие,  оставшиеся  в  рукописи  не
оконченными. В этих стихах он  подвергает  горькому  осмеянию  все  основные
положения своего романтического мировоззрения.
     К числу подобных произведений относится и поэма "Цыганы", написанная  в
1824 г. Ее  содержание  -  критическое  разоблачение  романтического  идеала
свободы и  романтического  героя.  Романтический  герой  Алеко,  попавший  в
желанную для него обстановку полной  свободы,  возможности  беспрепятственно
делать все, что ему хочется, -  обнаруживает  свою  подлинную  сущность:  он
оказывается  эгоистом  и  насильником.  В  "Цыганах"  развенчивается  и  сам
романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин  убедительно  показывает,
что  полная  свобода  действий,  отсутствие  ограничений  и  обязательств  в
общественной  жизни  было  бы  осуществимо  только  для  людей  примитивных,
праздных, ленивых, "робких и добрых душою", а в личной жизни,  в  любви  она
оказывается чисто животной страстью, не связанною  ни  с  какими  моральными
переживаниями. Неумение выйти за пределы чисто романтического, субъективного
взгляда на жизнь неминуемо приводит поэта к глубоко  мрачному  заключению  о
том, что счастие на земле невозможно "и от судеб  защиты  нет".  "Цыганы"  -
поэма переломного, переходного периода - является в идейном и художественном
отношении  громадным  шагом  вперед  по  сравнению  с  предыдущими  поэмами.
Несмотря на  вполне  романтический  характер  и  стиля  ее,  и  экзотической
обстановки,  и  героев,  Пушкин  здесь   впервые   применяет   метод   чисто
реалистической  проверки  верности  своих  романтических  идеалов.   Он   не
подсказывает речей и действий своим  персонажам,  а  просто  помещает  их  в
данную обстановку и прослеживает, как они проявляют себя в  обстоятельствах,
с которыми сталкиваются. В самом дело, Алеко, типичный романтический  герой,
хорошо знакомый нам по поэмам и лирике Пушкина начала 20-х гг., иначе  и  не
мог поступить в том положении, в котором  он  оказался.  Совершаемое  им  из
ревности   двойное   убийство   вполне   соответствует   его   характеру   и
мировоззрению, раскрытым как в самой поэме, так  и  в  других  романтических
произведениях той эпохи. С другой  стороны,  и  Земфира,  такая,  какой  она
показана Пушкиным, так же не могла поступить иначе, не могла остаться верной
Алеко навсегда - ведь  она  цыганка,  дочь  Мариулы,  и  ее  история  только
повторяет - за исключением трагического финала - историю ее матери.
     Эта "объективная" позиция автора "Цыган" по  отношению  к  действиям  и
чувствам его героев сказалась и в самой форме:  большинство  эпизодов  поэмы
дано в форме диалогов, в драматической форме, где отсутствует голос  автора,
а говорят и действуют сами персонажи.
     "Цыганы" -  произведение,  в  котором  глубже  всего  отразился  кризис
мировоззрения Пушкина-романтика; в то же время по методу разработки темы оно
открывало новые пути в творчестве Пушкина - пути к реализму.
     Летой 1824 г. Пушкин был выслан из Одессы  в  Михайловское,  без  права
выезда оттуда. Постоянное и близкое общение с крестьянами, с народом, видимо
более  всего  другого   содействовало   преодолению   тяжелого   кризиса   в
мировоззрении поэта. Он убедился в несправедливости  своих  горьких  упреков
народу в нежелании бороться за свою свободу {2}, он понял,


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |