Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


Огромное собрание сказок народных, авторских и зарубежных на сайте Сказковеда. И сказки Пушкина там тоже есть.

правоты маленького человека, требующего, чтобы с  его  интересами
считались, - это противоречие остается неразрешенным  в  поэме.  Пушкин  был
вполне прав, так как это противоречие заключалось не в его мыслях, а в самой
жизни; оно было одним из самых острых в процессе исторического развития. Это
противоречие между  благом  государства  и  счастием  отдельной  личности  -
неизбежно, пока существует классовое  общество,  и  исчезнет  оно  вместе  с
окончательным его уничтожением.
     В художественном отношении "Медный  всадник"  представляет  собою  чудо
искусства.  В  предельно  ограниченном  объеме  (в  поэме  всего  481  стих)
заключено множество ярких, живых и высокопоэтическнх картин - см., например,
рассыпанные перед читателем  во  вступлении  отдельные  образы,  из  которых
составляется цельный величественный образ  Петербурга;  насыщенное  силой  и
динамикой,  из  ряда  частных  картин   слагающееся   описание   наводнения,
удивительное по поэтичности и яркости изображение бреда безумного Евгения  и
многое Другое. Отличает от  других  пушкинских  поэм  "Медного  всадника"  и
удивительная гибкость, и разнообразие его стиля, то торжественного и  слегка
архаизированного, то предельно простого, разговорного, но всегда поэтичного.
Особый характер придает поэме применение приемов почти музыкального строения
образов: повторение,  с  некоторыми  вариациями,  одних  и  тех  же  слов  и
выражений (сторожевые львы над крыльцом дома, образ  памятника,  "кумира  на
бронзовом коне"), проведение через всю поэму в разных  изменениях  одного  и
того же тематического мотива - дождя и  ветра,  Невы  -  в  бесчисленных  en
аспектах и т. п., не говоря уже о прославленной звукописи этой  удивительной
поэмы.
     Ссылки Пушкина на Мицкевича в примечаниях к поэме имеют  в  виду  серию
стихотворений Мицкевича о Петербурге в недавно перед  тем  вышедшей  в  свет
третьей части его поэмы "Поминки" ("Dziady"). Несмотря  на  доброжелательный
тон упоминания о Мицкевиче,  Пушкин  в  ряде  мест  описания  Петербурга  во
вступлении (а также отчасти при изображении памятника Петру I)  полемизирует
с польским поэтом, выразившим в своих стихах резко отрицательное мнение и  о
Петре I, и о его деятельности, и о Петербурге, и о русских вообще.
     "Медный всадник" не был напечатан при жизни Пушкина, гак как Николай  I
потребовал от поэта таких изменений в тексте поэмы, которых  он  не  захотел
делать. Поэма была напечатана вскоре  после  смерти  Пушкина  в  переработке
Жуковского, совершенно исказившего основной ее смысл.


     Сказка о попе и о работнике его Балде

     Написано осенью 1830 г. в Болдино. Представляет собою во многом близкую
к  подлиннику  обработку  народной  сказки,  конспективная  запись   которой
сохранилась в бумагах  Пушкина.  Сюжет  о  жадном  попе  и  перехитрившем  и
наказавшем его батраке очень  распространен  в  народных  сказках.  В  своей
обработке Пушкин усилил социальный смысл этой антипоповской сказки и очистил
ее от всего лишнего. Он убрал, например, эпизод о  том,  как  Балда  вылечил
одержимую бесом царскую дочь, исключил сцену привода Балдой из леса  к  попу
медведя, говорящий о  необыкновенной  физической  силе  Балды.  Он  сохранил
только рассказ о собирании оброка с чертей в пользу  попа  ("деловые"  связи
служителя церкви  -  с  чертями!).  Пушкин  развил  образ  работника  Балды,
подчеркнув не только его хитрость  и  ум,  но  и  трудолюбие  ("работает  за
семерых"), уменье заслужить любовь всех окружающих (кроме попа).
     Все это делало сказку  Пушкина  политически  нецензурной,  и  она  была
напечатана уже после смерти поэта в 1840 г. в переработке Жуковского. В этом
издании поп был заменен купцом ("Жил-был купец Кузьма Остолоп  по  прозванию
осиновый лоб" и т. д.).
     Сказка  написана  народным,  так  называемым  "раешным"  стихом.  Текст
распадается   на   резко   отделенные   двустишия,   лишенные    какого-либо
стихотворного  размера,  но  связанные  внутри  четкой  рифмой   и   нередко
параллелизмом  построения  {1}.  Этот  грубоватый,  отрывистый   по   своему
характеру стих  Пушкин  с  величайшим  мастерством  применяет  для  плавного
повествования сказки.

     1) "Поживи-ка на моем подворье, // Окажи свое усердье и проворье"; "Ест
за четверых, // Работает за семерых";  "Попадья  Балдой  не  нахвалится,  //
Поповна о Балде лишь и печалится" и т. д.


     Сказка о медведихе

     Неоконченная сказка, написанная осенью 1830 г. в Болдине (напечатана  в
1855 г.). Лучший  образец  подлинно  народного  стиля  у  Пушкина.  Народный
источник сказки не  найден;  возможно,  что  сюжет  ее  целиком  принадлежит
Пушкину.  По  стилю  и  стиху  сказка  приближается  к  народной  песне  или
причитанию.


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |