Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


Огромное собрание сказок народных, авторских и зарубежных на сайте Сказковеда. И сказки Пушкина там тоже есть.

два  утра"  веселой,
беззаботной поэмы, так и размышлений о громадной роли случайностей  в  жизни
человека и в истории.
     Ожесточенные нападки реакционной критики  на  "Графа  Нулина",  главным
образом за его "безнравственность",  "бессодержательность",  за  введение  в
"высокую"  поэзию  "прозаических"  объектов  изображения   очень   волновали
Пушкина. В рукописях его сохранились интересные рассуждения на эту  тему,  в
которых в связи с критикой "Графа Нулина" поэт затрагивает серьезные вопросы
о задачах литературы, о нравственности и нравоучении в литературе  и  т.  п.
(см. т. 6).
     С ужасной книжкою Гизота. - Французский историк и политический  деятель
Франсуа Гизо (Guizot) в это время  подвергался  преследованиям  французского
королевского  правительства  за  свои  политические  брошюры  и  книги,  где
доказывал обреченность монархического режима.

     1) У Пушкина ошибка: надо Коллатин.
     1) Ну, смелей! (франц.)
     2) Прозрачных (ажурных) (франц.).
     3) Остротами (франц.).
     4) И так далее, и так далее (франц.).
     5) Он очень плох, он просто жалок (франц.).
     6) Великий Потье! (франц.).


     Полтава

     Написано в 1828 г., напечатано в 1829 г. Начав весной 1828 г. и  вскоре
бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило
вдохновение) и необыкновенно быстро, по  его  словам,  "в  несколько  дней",
закончил  свою  вторую  по  величине  (после  "Руслана  и  Людмилы")  поэму.
Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого  М.
Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная.  Он  уселся
дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так  что  он  ночью
вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он
бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он  ел  на  скорую
руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у  него  на
бегу и за обедом. Таким образом слагались  у  него  сотни  стихов  в  сутки.
Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им  прозой.  Но  затем
следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части"
("Русский архив", 1880, т. III, стр. 444).
     "Полтава" была новаторским произведением, не понятым ни современниками,
ни позднейшей критикой. В пределах одной  поэмы  Пушкин  захотел  объединить
несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту  эпоху,  и,
как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно  осуществил  эту
задачу 1).
     Первая тема  "Полтавы"  -  судьба  русского  государства  среди  других
европейских  государств,   способность   русского   народа   отстоять   свою
самостоятельность в борьбе с  сильнейшими  противниками.  Эта  тема  (борьба
Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина  с  недавними,  памятными
еще ему событиями - нашествием Наполеона и поражением его,  "когда  падением
ославил муж рока свой попятный шаг". Пушкин считал, что,  победив  в  тяжкой
борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

     Но в искушеньях долгой кары,
     Перетерпев судеб удары,
     Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
     Дробя стекло, кует булат.

     Героем, стоящим в центре  этой  темы  в  "Полтаве",  является  Петр,  а
центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы.
     Другая  тема,  которая  не  могла  не   встать   перед   Пушкиным   как
государственным мыслителем, - тема многонациональности русского государства,
исторической закономерности  объединения  разных  наций  в  пределах  одного
государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту  тему
Пушкин развивает  на  примере  Украины,  поставив  в  центре  образ  Мазепы,
пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от  России.  В  поэме
Пушкин  (в  строгом  соответствии  с  историей)  показывает  Мазепу  не  как
патриота, борющегося за  освобождение  своей  родины  2),  а  как  коварного
властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную  тему
Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав  в  рукописи
свою поэму "Мазепа".
     Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей  поэме
поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением  его  мощи,  забыв  о
человеке. Третья тема "Полтавы"  -  тема  частного  человека,  раздавленного
колесом  истории.  Мария  -  сильная  и  страстная  женщина.   Преодолев   и
религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в  глазах  общества,
она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой  игры
грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы
(и в конец эпилога),  драма  Марии  придает 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |