Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


Пугачев В один из прекраснейших периодов своей жизни, в Болдинскую осень, которая богата была многими известными произведениями великого писателя, написал великий Пушкин и ещё одно произведение, намного менее известное широкому кругу читателей, но от этого не менее великое. Речь идёт об истории Пугачёва, которая не является художественной выдумкой писателя, но наоборот – написана им на основе обнародованных архивных материалов и даже свидетельств иностранных авторов о восстании Пугачёва.

Перед вами практически подлинный исторический роман. Остаётся лишь прочитать и лишний раз убедиться – талантливый писатель велик во всем, и из-под его пера может выйти только значимое произведение!

замыслы  более  или  менее
кровавые и безумные.
     Ясно, что походам 1813 и 1814 года, пребыванию наших войск во Франции и
в Германии должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего
несчастные представители погибли в наших глазах; должно надеяться, что люди,
разделявшие образ мыслей заговорщиков, образумились; что, с  одной  стороны,
они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой - необъятную силу
правительства, основанную на силе вещей. Вероятно, братья, друзья,  товарищи
погибших успокоятся временем и размышлением, поймут необходимость и  простят
оной в душе своей. Но надлежит защитить новое, возрастающее  поколение,  еще
не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со  всею
пылкостию первой молодости, со всем ее  восторгом  и  готовностию  принимать
всякие впечатления.
     Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для  нашего  отечества;
воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания  есть  корень  всякого
зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года,
но праздности ума, более вредной, чем праздность  телесных  сил,  недостатку
твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей,  источник  буйных
страстей, сию  пагубную  роскошь  полупознаний,  сей  порыв  в  мечтательные
крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Скажем  более:
одно просвещение в состоянии удержать новые  безумства,  новые  общественные
бедствия.
     Чины сделались страстию русского народа. Того хотел Петр Великий,  того
требовало тогдашнее  состояние  России.  В  других  землях  молодой  человек
кончает круг учения около 25 лет; у нас  он  торопится  вступить  как  можно
ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковником или коллежским
советником. Он входит в свет безо всяких основательных познаний, без  всяких
положительных правил: всякая мысль для него нова, всякая  новость  имеет  на
него влияние. Он не в состоянии ни поверить,  ни  возражать;  он  становится
слепым  приверженцем  или  жарким  повторителем  первого  товарища,  который
захочет оказать над ним свое превосходство или сделать из него свое орудие.
     Конечно, уничтожение чинов (по крайней мере  гражданских)  представляет
великие выгоды; но сия мера влечет за собою и беспорядки  бесчисленные,  как
вообще всякое изменение  постановлений,  освященных  временем  и  привычкою.
Можно, по крайней мере, извлечь некоторую пользу из самого злоупотребления и
представить чины целию и достоянием просвещения; должно увлечь все юношество
в общественные заведения, подчиненные надзору правительства; должно его  там
удержать, дать ему  время  перекипеть,  обогатиться  познаниями,  созреть  в
тишине училищ, а не в шумной праздности казарм.
     В  России  домашнее  воспитание   есть   самое   недостаточное,   самое
безнравственное;  ребенок  окружен  одними  холопями,  видит  одни   гнусные
примеры,  своевольничает  или  рабствует,  не  получает  никаких  понятий  о
справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной  чести.  Воспитание
его ограничивается изучением двух или трех иностранных  языков  и  начальным
основанием  всех  наук,   преподаваемых   каким-нибудь   нанятым   учителем.
Воспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на
16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы  то  ни  стало
должно подавить воспитание частное.
     Надлежит  всеми  средствами  умножить  невыгоды,  сопряженные  с   оным
(например, прибавить годы унтер-офицерства и первых гражданских чинов).
     Уничтожить экзамены. Покойный император, удостоверясь в ничтожестве ему
предшествовавшего поколения, желал открыть дорогу просвещенному юношеству  и
задержать как-нибудь стариков,  закоренелых  в  безнравствии  и  невежестве.
Отселе указ об экзаменах - мера слишком демократическая и ошибочная, ибо она
нанесла последний удар дворянскому просвещению и гражданской  администрации,
вытеснив все новое поколение в военную  службу.  А  так  как  в  России  все
продажно,  то  и  экзамен  сделался  новой   отраслию   промышленности   для
профессоров. Он походит на  плохую  таможенную  заставу,  в  которую  старые
инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною.  Итак
(с такого-то  году),  молодой  человек,  не  воспитанный  в  государственном
училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права
требовать экзамена.
     Уничтожение экзаменов произведет большую радость в старых титулярных  и
коллежских  советниках,  что  и  будет   хорошим   противудействием   ропоту
родителей, почитающих своих детей обиженными.
     Что касается до воспитания заграничного, то запрещать его  нет  никакой
надобности. Довольно будет опутать его  одними  невыгодами,  сопряженными  с
воспитанием домашним, ибо  1-е,  весьма  немногие  станут  пользоваться  сим
позволением; 2-е, воспитание иностранных университетов,


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |  109 |  110 |  111 |  112 |  113 |  114 |  115 |  116 |  117 |  118 |  119 |  120 |  121 |  122 |  123 |  124 |  125 |  126 |  127 |  128 |  129 |  130 |  131 |  132 |  133 |  134 |  135 |