Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


 ростовщичество,  как  средство  накопления  богатства,  -
позорное занятие. Вот почему, наедине с собой, барон убеждает себя, что  все
его действия и все  его  чувства  основываются  не  на  страсти  к  деньгам,
недостойной рыцаря, не на скупости, а на другой  страсти,  тоже  губительной
для окружающих, тоже  преступной,  но  не  такой  низменной  и  позорной,  а
овеянной  некоторым  ореолом   мрачной   возвышенности   -   на   непомерном
властолюбии. Он убежден, что отказывает себе во всем необходимом,  держит  в
нищете своего единственного сына, отягощает свою совесть преступлениями  {3}
- все для того, чтобы сознавать свою громадную власть над миром:

     Что не подвластно мне? Как некий демон,
     Отселе править миром я могу...

     На свои несметные  богатства  он  может  купить  все:  женскую  любовь,
добродетель,  бессонный  труд,  может  выстроить  дворцы,  поработить   себе
искусство - "вольный гений", может безнаказанно,  чужими  руками,  совершать
любые злодейства... Мне все послушно, я же - ничему...
     Эта власть скупого рыцаря, вернее, власть денег, которые он  всю  жизнь
собирает и копит, - существует для него  только  в  потенции,  в  мечтах.  В
реальной жизни он никак не осуществляет ее:

     Я выше всех желаний; я спокоен;
     Я знаю мощь мою: с меня довольно
     Сего сознанья...

     На самом деле, это все - самообман старого барона. По говоря уже о том,
что властолюбие (как всякая страсть) никогда  не  могло  бы  успокоиться  на
одном сознании своей мощи, а непременно стремилось бы к  осуществлению  этой
мощи, - барон вовсе не так всемогущ, как он думает ("...отселе править миром
я могу...", "лишь  захочу-воздвигнутся  чертоги...").  Он  мог  бы  все  это
сделать с помощью своего богатства, но он никогда  не  сможет  захотеть;  он
может  открывать  свои  сундуки  только  для  того,  чтобы  всыпать  в   них
накопленное золото, но не для того, чтобы взять его оттуда. Он не  царь,  не
владыка своих денег, а раб их. Прав  его  сын  Альбер,  который  говорят  об
отношении его отца к деньгам:

     О! мой отец не слуг и не друзей
     В них видит, а господ; и сам им служит.
     И как же служит? как алжирский раб,
     Как пес цепной...

     Правильность этой характеристики подтверждается и мучениями барона  при
мысли о судьбе накопленных им сокровищ после его смерти (какое дело было  бы
властолюбцу до того, что будет с орудиями его власти, когда его  самого  уже
не будет на свете?), и странными,  болезненными  ощущениями  его,  когда  он
отпирает  свой  сундук,  напоминающими  патологические  чувства  людей,   "в
убийстве находящих приятность" {4}, и последним воплем  умирающего  маниака:
"Ключи, ключи мои!"
     Для барона его сын и наследник накопленных им  богатств  -  его  первый
враг, так как он знает, что Альбер после его смерти разрушит дело  всей  его
жизни, расточит, растратит все собранное им.  Он  ненавидит  своего  сына  и
желает ему смерти (см. его вызов на поединок в 3-й сцене).
     Альбер  изображен  в  пьесе  храбрым,  сильным  и  добродушным  молодым
человеком. Он может отдать последнюю бутылку подаренного ему испанского вина
больному кузнецу. Но скупость барона совершенно  искажает  и  его  характер.
Альбер ненавидит отца, потому что тот держит его  в  нищете,  не  дает  сыну
возможности блистать на турнирах и на праздниках, заставляет унижаться перед
ростовщиком. Он, не скрывая, ждет смерти отца, и, если предложение  Соломона
отравить барона вызывает в нем такую бурную реакцию, то именно  потому,  что
Соломон высказал мысль, которую  Альбер  гнал  от  себя  и  которой  боялся.
Смертельная вражда отца с сыном обнаруживается при  встрече  их  у  герцога,
когда Альбер с радостью поднимает  брошенную  ему  отцом  перчатку.  "Так  и
впился в нее когтями, изверг", - с негодованием говорит герцог.
     Страсть барона к деньгам, разрушающая все нормальные  отношения  его  с
людьми и даже с родным сыном, показана Пушкиным как  явление,  обусловленное
исторически. Действие пьесы отнесено, видимо, к XVI в., к  эпохе  разложения
феодализма, эпохе, когда буржуазия уже  "сорвала  с  семейных  отношений  их
трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто  денежным  отношениям"
{5}.
     Понимание  того,  что  трагическая  скупость  барона,  и  созданная  ею
ситуация, не случайное, индивидуальное явление, а характерна для всей эпохи,
звучит в словах молодого герцога:

     Что видел я? что было предо мною?
     Сын принял вызов старого отца!
     В какие дни надел я на себя
     Цепь герцогов!..

     а также в заключающей трагедию реплике его:

     Ужасный век! ужасные сердца!

     Пушкин недаром в конце 20-х гг. стал  разрабатывать  эту  тему.  В  эту
эпоху и в России  все  более  и  более  в  систему  крепостнического  уклада
вторгались  буржуазные  элементы  быта,   вырабатывались   новые   характеры
буржуазного типа, воспитывалась жадность к приобретению и накоплению  денег.
В 30-х гг. лучшие писатели четко отметили это в своих произведениях  (Пушкин
в "Пиковой даме". Гоголь в "Мертвых душах" и др.).  "Скупой  рыцарь"  был  в
этом смысле в конце 20-х гг. вполне современной пьесой.

     1) Скупой рыцарь (англ.).
     2) Вероятнее всего, эта ссылка на  иностранный  оригинал  была  сделана
Пушкиным, чтобы парализовать возможные сплетни, будто  в  трагедии  отражены
тяжелые отношения, самого поэта с его  отцом,  отличавшимся,  как  известно,
скупостью.   В   действительности   в   "Скупом    рыцаре"    нет    никаких
автобиографических намеков.
     3) См.


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |