Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


стихотворного
размера-нерифмованного пятистопного ямба {7}).
     Приводимый в разделе "Из ранних  редакций"  отрывок  монолога  Григория
"Где ж он? где старец Леонид?" относится, вероятно, к ранней  стадии  работы
Пушкина над "Борисом Годуновым".
     Свою трагедию Пушкин посвятил памяти Карамзина, умершего в 1826 г. и не
успевшего познакомиться с пушкинской пьесой. Это нисколько не  значило,  что
Пушкин разделял историческую концепцию  Карамзина  -  ультрамонархическую  и
морально-религиозную. Пушкин, несмотря на кардинальное  разногласие  свое  с
Карамзиным по политическим  и  обще-историческим  вопросам,  глубоко  уважал
знаменитого историка за  то,  что  тот  не  искажал  фактов  в  угоду  своей
реакционной концепции, не скрывал, не подтасовывал их, - а только  по-своему
пытался  их  истолковать.  "Несколько   отдельных   размышлений   в   пользу
самодержавия, красноречиво опровергнутых верным рассказом  событий",  -  так
называл  Пушкин  эти  морально-религиозные   и   монархические   рассуждения
Карамзина. Он верил в объективность приводимых  историком  фактов  и  высоко
ценил его научную добросовестность. ""История государства Российского"  есть
не только создание великого писателя, но  и  подвиг  честного  человека",  -
писал он ("Отрывки из писем, мысли и замечания"; см. т. 6).

     1) Впервые "Борис Годунов" был поставлен (с сокращениями  и  цензурными
искажениями) лишь в 1870 г. в Петербурге.
     2) Зная, что Пушкин вообще очень неохотно выступал перед посторонними с
чтением своих произведений, мы лишний раз  убеждаемся  в  том,  что  "Бориса
Годунова" он писал джля сцены и что ему необходимо было  видеть  впечатление
публики, чтобы судить о верности выполнения его замысла.
     3) Может быть, Пушкин имел в виду шире и ближе к истории  развить  тему
народной  войны  в  предполагавшихся  двух  пьесах,   продолжающих   "Бориса
Годунова" - о Дмитрии и  Марине  и  о  Василии  Шуйском  (см.  вступительную
статью, стр. 559).
     4) Его приводят нередко исследователи,  как  мнение  самого  Пушкина  о
народе, для чего нет никаких фактических оснований.
     5) Он к тому же поэт - см. слова игумена Чудова монастыря (сцена 6-я  -
"Палаты патриарха"): "...читал наши летописи, сочинял каноны святым".
     6) См. ремарку Пушкина: "Общее смущение. В продолжение сей  речи  Борис
несколько раз отирает лицо платком", - а  также  заключающую  сцену  реплики
двух бояр.
     7) Сцена "Ограда монастырская" написана длинным, восьмистопным,  хореем
с  попадающейся  местами  рифмой;  "Замок  воеводы  Мнишка  в   Самборе"   -
рифмованным разностопным (вольным) ямбом.


     1) Ну... (франц.).
     2) Что? что? (франц.).
     3) Что значит православные?.. Рвань окаянная, проклятая  сволочь!  Черт
возьми, мейн герр (сударь), я прямо взбешен: можно подумать, что у  них  нет
рук, чтобы драться, а только ноги, чтобы удирать (франц.).
     4) Позор (нем.).
     5) Тысяча дьяволов! Я не сдвинусь отсюда ни  на  шаг-раз  дело  начато,
надо его кончить. Что вы скажете на это, мейн герр? (франц.).
     6) Вы правы (нем.).
     7) Черт, дело становится жарким! Этот дьявол - Самозванец, как они  его
называют, отчаянный головорез. Как вы полагаете, мейн герр? (франц.).
     8) О, да! (нем.).
     9) Вот глядите, глядите!  Завязался  бой  в  тылу  у  неприятеля.  Это,
наверно, ударил молодец Басманов (франц.).
     10) Я так полагаю (нем.).
     11) А  вот  и  наши  немцы!  -  Господа!..  Мейн  герр,  велите  же  им
построиться и, черт возьми, пойдем в атаку! (франц.).
     12) Очень хорошо. Становись! (нем.).
     13) Марш! (нем.).
     14) С нами бог! (нем.).


     Скупой рыцарь

     Задуман в 1826 г. Закончен в 1830 г.  Впервые  напечатан  в  1-й  книге
пушкинского журнала "Современник",  в  1836  г.  Подзаголовок  Пушкина  ("Из
Ченстоновой  трагикомедии  The  covetous  knight"  {1}  представляет   собой
мистификацию: в творчестве английского писателя XVIII  в.  В.  Шенстона  (во
времена Пушкина его имя  нередко  писалось  у  нас  -  Ченстон)  нет  ничего
похожего на пушкинскую трагедию {2}. Основная тема "Скупого рыцаря",  как  и
всех "маленьких  трагедий"  -  психологическая:  анализ  человеческой  души,
человеческих    "страстей",    аффектов    (см.    вступительную    статью).
Скупость-страсть к  собиранию,  накоплению  денег  и  болезненное  нежелание
истратить из них хоть один грош - показана Пушкиным и  в  ее  разрушительном
действии на психику человека, скупца, и в ее влиянии на семейные  отношения,
трагически искажаемые, извращаемые ею, и, наконец,  как  результат,  продукт
определенной социально-исторической эпохи. Носителем этой страсти Пушкин,  в
отличие от  всех  своих  предшественников  и,  в  первую  очередь,  Шекспира
(Шейлок) и Мольера (Гарпагон), сделал не представителя "третьего  сословия",
купца, буржуа, а барона, феодала, принадлежащего к  господствующему  классу,
человека, для которого рыцарская "честь", самоуважение и требование уважения
к себе стоят па первом месте. Чтобы подчеркнуть  это,  а  также  и  то,  что
скупость барона является именно страстью, болезненным аффектом, а  не  сухим
расчетом, Пушкин вводит в свою пьесу рядом с бароном еще одного ростовщика -
еврея Соломона,  для  которого,  наоборот,  накопление  денег,  бессовестное
ростовщичество  является  просто   профессией,   дающей   возможность   ему,
представителю угнетенной  тогда  нации,  жить  и  действовать  в  феодальном
обществе.
     Скупость, любовь  к  деньгам,  в  сознании  рыцаря,  барона  -  низкая,
позорная страсть;


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |