Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


(1796-1826),  поднявший  в
конце 1825 г. восстание в Черниговском полку, на юге. Был  повешен  в  число
пяти главных участников восстания декабристов.


     1) Сестра М. Н. Раевской.

     Д. Благой


     C.М. Бонди

     Борис Годунов

     Трагедия писалась в Михайловском с декабря 1824 г. по  ноябрь  1825  г.
Напечатана впервые только в 1831 г. На сцене при жизни Пушкина не могла быть
поставлена по цензурным соображениям {1}.  Пушкин  несколько  раз  читал  ее
публично, после возвращения из  ссылки  в  1826  г.,  в  Москве  и  позже  в
Петербурге {2}.
     Об общем характере замысла и политическом и социальном смысле  трагедии
Пушкина см. выше вступительную статью "Драматические произведения Пушкина".
     В двадцати трех сценах "Бориса  Годунова"  выразительно  и  исторически
верно показана эволюция настроений  народа  в  изображаемую  эпоху:  сначала
политическое   равнодушие,   инертность,   затем   постепенное    нарастание
недовольства,  все  усиливающееся  и,  наконец,  разрастающееся  в  народное
восстание, бунт, свергающий с престола  молодого  царя,  после  чего  народ,
возложивший все свои надежды на нового, "законного" царя, снова теряет  свою
политическую активность и превращается в пассивную толпу, ожидающую  решения
своей судьбы от царя  и  бояр.  Такой  характер,  как  известно,  имели  все
народные восстания до появления на исторической сцене  пролетариата.  Пушкин
несколько сдвинул, сократил  процесс  народного  движения  начала  XVII  в.,
завершив события своей трагедии воцарением Димитрия Самозванца. Между тем  в
действительности события бурно развивались и дальше, и кульминацией,  высшим
подъемом  революционных  настроений  и  действий  борющегося  против   своих
угнетателей народа было не свержении династии Годуновых (как у  Пушкина),  а
более позднее движение, предводимое Болотниковым. Однако,  несмотря  на  эту
историческую неточность {3}, общая схема событий дана у Пушкина очень  верно
и в высшей степени проницательно.
     Что главным героем пушкинской трагедии является но Борис Годунов с  его
преступлением и не Григорий Отрепьев с его удивительной  судьбой,  а  народ,
видно из всего содержания и построения трагедии. О народе, его  мнении,  его
любви или ненависти,  от  которых  зависит  судьба  государства,  все  время
говорят действующие лица  пьесы:  Шуйский  и  Воротынский  (в  1-й  сцене  -
"Кремлевские палаты"), Борис в своем  знаменитом  монологе  (в  7-й  сцене),
Шуйский и боярин Афанасий Пушкин (в 9-й сцене  -  "Москва.  Дом  Шуйского"),
Борис, Патриарх и Шуйский в Царской  Думе  (сцена  15-я),  Пленник  (в  18-й
сцене, "Севск"), Борис и Басманов (в 20-й сцене"Москва. Царские палаты")  и,
наконец, Гаврила Пушкин - человек, по  замыслу  Пушкина,  вполне  понимающий
политическую и общественную ситуацию (21-я сцена, "Ставка"):

     Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
     Не войском, нет, не польскою помогой,
     А мнением, да, мнением народным...

     Сам народ, угнетенная масса, участвует в трагедии  в  шести  сценах.  В
первой из них (2-я сцена трагедии - "Красная площадь") мы слышим речи  более
культурных представителей низших классов; это, может быть,  купцы,  духовные
лица (см. традиционно-церковный стиль их реплик). Они обеспокоены положением
страны без царя ("О боже мой! Кто будет  нами  править?  О  горе  нам!").  В
следующей сцене ("Девичье поле. Новодевичий монастырь")  действует  народная
масса, равнодушная к политике, плачущая и радующаяся по указке бояр ("О  чем
там плачут?" - "А как нам знать? то ведают бояре, не  нам  чета..."  -  "Все
плачут, заплачем, брат, и мы..." - "Что там еще?"-"Да кто их разберет?..").
     За пять лот царствования Бориса Годунова настроение народа меняется.  В
сцене "Равнина близ  Новгорода  Северского"  воины  Бориса  (тот  же  народ)
стремительно бегут от войск Самозванца не потому, что они боятся  поляков  и
казаков, а потому, что не хотят сражаться за царя Бориса против  "законного"
царевича, воплощающего, по их мнению, надежды на освобождение - прежде всего
от крепостного права, введенного Борисом. Об этом говорит в  сцене  "Москва.
Дом Шуйского" умный боярин Афанасий Пушкин  в  разговоре  с  Шуйским:  "...А
легче ли народу? Спроси его! Попробуй самозванец им посулить старинный Юрьев
день (то есть освобождение от крепостной зависимости. - С. Б.), так и пойдет
потеха!" - "Прав ты, Пушкин", - подтверждает хитрый и  дальновидный  политик
Шуйский. В 17-й сцене ("Площадь перед собором в Москве"), отношение народа к
Борису обнаруживается уже не просто  нежеланием  сражаться  за  него  ("тебе
любо,  лягушка  заморская,  квакать  на  русского  царевича;   а   мы   ведь
православные!"), а выражено прямо в угрожающих репликах толпы ("Вот  ужо  им
будет, безбожникам") и в  словах  юродивого,  громко  обличающего  царя  при
несомненном сочувствии  народа.  В  предпоследней  сцене  трагедии  ("Лобное
место") народ уже хозяин столицы: с ним (а не с  боярами)  ведет  переговоры
посланный Самозванцем  Гаврила  Пушкин;  на  Лобном  месте  (на  "трибуне"),
оказывается подлинный представитель народа, мужик;  он  дает  сигнал  мятежу
("Народ!  Народ!  В  Кремль,  в  Царские  палаты!  Ступай!  вязать  Борисова
щенка!"), после чего перед зрителями развертывается сцена  народного  бунта.
Наконец, в последней сцене, действие которой происходит всего  через  десять
дней после предыдущей, народ - снова пассивный,  успокоившийся  после  того,
как свергнул с престола "Борисова щенка" и поставил  над  собой  настоящего,
"законного" царя.


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |