Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


("Евгений  Онегин",  прозаические  наброски).
Глубокий и тонкий анализ  психологии  человеческой  личности  составляет  по
преимуществу содержание нового этапа пушкинской драматургии.
     Пушкин, видимо, считал в это время, что в "Борисе  Годунове",  где  все
внимание уделено политическим  событиям,  массовой  общественной  борьбе,  -
душевная жизнь отдельных персонажей раскрыта  недостаточно  глубоко.  Еще  в
конце  1825  г.,  отвечая  Вяземскому,  передававшему  ему  совет  Карамзина
обратить внимание на противоречия в характере историческою Годунова  ("дикую
смесь набожности и преступных страстей"), Пушкин признавался: "Я смотрел  на
него с политической точки, не замечая  поэтической  его  стороны",  то  есть
изображал  Годунова,  главным  образом,  как   политического   деятеля,   не
углубляясь в его  индивидуальную  психологию  (письмо  к  Вяземскому  от  13
сентября 1825 г.; см. т. 9).
     После "Бориса Годунова" Пушкину  захотелось  выразить  в  драматической
форме те важные наблюдения,  открытия  в  области  человеческой  психологии,
которые  накопились  в  его  творческом   опыте.   Однако   писать   большую
психологическую или философскую трагедию вроде  "Гамлета"  он  но  стал.  Он
задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов {7}, в  которых  в
острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и  правдивостью  раскрывалась
человеческая душа,  охваченная  какой-либо  страстью  или  проявляющая  свои
скрытые свойства в каких-нибудь особых, крайних, необычных  обстоятельствах.
Сохранился список заглавий задуманных  Пушкиным  пьес:  "Скупой",  "Ромул  и
Рем", "Моцарт и Сальери", "Дон Жуан", "Иисус", "Беральд  Савойский",  "Павел
I", "Влюбленный бес", "Дмитрий и Марина", "Курбский". Насколько можно судить
по заглавиям и по тому, как Пушкин осуществил некоторые  из  этих  замыслов,
его занимали в них острота и  противоречия  человеческих  чувств:  скупость,
зависть, честолюбие,  доводящее  до  братоубийства  {8},  любовные  страсти,
ставшие главным содержанием всей жизни, и т. д. В пьесе "Павел I", вероятно,
изображалась бы жалкая гибель этого предельно  самовластного  императора;  в
пьесе  "Иисус"  -  трагедия  учителя,  проповедника,  покинутого  в   минуту
опасности своими учениками и даже преданного на смерть одним из  них;  пьеса
"Курбский" (Пушнин имел в  виду,  конечно,  исторического  князя  Курбского,
врага Ивана Грозного), вероятно, показывала  бы  душевную  драму  эмигранта,
принужденного воевать против своей родины вместе с ее врагами.  О  возможном
содержании остальных пьес трудно сказать что-либо определенное.
     Из этого списка драматических замыслов Пушкин  осуществил  только  три:
"Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и  "Каменный  гость"  ("Дон  Жуан").  Он
работал над ними в 1826-1830 гг. и завершил их осенью 1830 г. в Болдине. Там
же он написал еще одну "маленькую трагедию" (не входившую в список)  -  "Пир
во время чумы".
     Все эти произведения в  ряде  черт  отличаются  от  "Бориса  Годунова".
Пушкин уже не стремится к снижению, прозаизированию положений, чувств  и  их
выражения, что  было  характерно  для  начального  периода  в  развитии  его
реализма и имело несколько полемический характер. Он не  боится  максимально
заострять ситуации, создавать в драме (без нарушения жизненной правды) редко
встречающиеся  обстоятельства,   при   которых   обнаруживаются   иной   раз
неожиданные стороны человеческой души. Поэтому в "маленьких трагедиях" сюжет
часто строится на резких контрастах. Скупец - не обычный ростовщик-буржуа, а
рыцарь, феодал; пир происходит  во  время  чумы;  прославленный  композитор,
гордый Сальери убивает из зависти своего друга Моцарта...
     Стремясь  к  максимальной  краткости,  сжатости,  Пушкин  в  "маленьких
трагедиях" охотно использует традиционные литературные и исторические образы
и сюжеты: появление на сцене знакомых зрителям Дон Жуана или Моцарта  делает
ненужной  длинную  экспозицию,  разъясняющую  характеры  и   взаимоотношения
персонажей. Той же цели  служит  введение  в  пьесы  фантастических  образов
(например, ожившей статуи Командора), чего Пушкин никак не позволил бы  себе
в "Борисе Годунове". Фантастика в "Каменном госте" носит заведомо  условный,
символический   характер,   давая   в   ярком   поэтическом   образе   чисто
реалистическое обобщение.
     Наконец, в "маленьких трагедиях" гораздо чаще и с  большей  глубиной  и
мастерством Пушкин использует  чисто  театральные  средства  художественного
воздействия: музыка в "Моцарте и  Сальери",  которая  служит  там  сродством
характеристики  и  даже  играет  решающую  роль  в  развитии   сюжета   (см.
комментарий к  "Моцарту  и  Сальери"),  -  телега,  наполненная  мертвецами,
проезжающая  мимо  пирующих  во  время  чумы,  появление  статуи  Командора,
одинокий "пир" скупого рыцаря при свете шести  огарков  и  блеске  золота  в
шести открытых  сундуках  -  все  это  не  внешние  сценические  эффекты,  а
подлинные элементы самого драматического действия, углубляющие его смысловое
содержание.
     К  "маленьким  трагедиям",  как  по  времени  написания,   так   и   по
драматургическому характеру, примыкает неоконченная "Русалка".  Отличает  ее
от "маленьких трагедий") широкое использование русского народного творчества
- сказок, песен, обрядов, - а в связи с этим более сильное, чем в "маленьких
трагедиях",  звучание  социального   мотива   (князь   погубил   не   просто
доверившуюся ему девушку,  но  крестьянку,  дочь  мельника)...  Однако  и  в
"Русалке", в отличие от 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |