Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


этих  чувств  и
переживаний  не  интересовало  ни  автора,  ни  зрителей.   Драматургическая
система,  умно  разработанная   теоретиками   классицизма   и   блестяще   и
разнообразно  воплощавшаяся  в  практике  его  драматургов,  совершенно   не
годилась Пушкину, поставившему в "Борисе Годунове" совершенно  иную  задачу:
показать  длительный  процесс  развития  чувств,   настроений   народа,   от
политической пассивности в начале до  народного  бунта  на  Красной  площади
(предпоследняя  сцена  трагедии).  Не  судьба  отдельных  двух-трех   героев
развивается в трагедии Пушкина, а судьба,  взаимоотношения,  борьба  больших
общественных и национальных групп  -  бояре,  дворяне,  духовенство,  народ,
польские аристократы и т. п. Вот почему не могло быть и  речи  о  соблюдении
классических трех единств, и Пушкин был принужден  отказаться  от  "выгод...
представляемых  системою  искусства,   оправданной   опытами,   утвержденной
привычкою..." ("Письмо к издателю "Московского вестника"";  см.  т.  6).  Он
построил свою драму в соответствии с более  ему  удобной,  свободной  формой
шекспировского театра, с успехом использовавшейся уже Гете и  Шиллером.  Эта
смена  театральных  систем,  окончательный  отказ   от   форм   театрального
классицизма казались Пушкину в  то  время  принципиально  важными  для  всей
русской драматургии XIX  в.,  драматургии  реалистической  (употребляя  нашу
терминологию),  в  которой  существенно  важно   не   только   художественно
демонстрировать  яркие  "взрывы",  которыми  разрешаются  острые  личные   и
общественные конфликты, но и  пронизывать  светом  художественного  познания
самые причины этих конфликтов  и  прослеживать  их  иной  раз  незаметное  и
медленное развитие, Вот почему он считал, "что устарелые формы нашего театра
требуют преобразования" ("Письмо  к  издателю  "Московского  вестника""),  и
волновался по поводу  возможного  неуспеха  "Бориса  Годунова":  "Успех  или
неудача моей трагедии, - писал он, - будет иметь влияние  на  преобразование
драматической пашей системы..."  (вариант  наброска  предисловия  к  "Борису
Годунову").
     Отказавшись от многих условностей старого театра, от обязательных  и  в
классической и в романтической форме сценических  эффектов,  Пушкин  все  же
сохранил  в  "Борисе  Годунове"  стиховую  форму,  придающую  драме  высокую
поэтичность и особую выразительность. Но он заменил  торжественный,  попарно
рифмованный шестистопный ямб  классической  трагедии,  прекрасно  отвечающий
декламационному характеру речей ее  персонажей,  более  коротким  и  гибким,
нерифмованным, "шекспировским" пятистопным ямбом, дающим возможность гораздо
легче воспроизводить интонацию обычной разговорной речи.
     "Борис  Годунов"  представлялся  Пушкину  началом  серии   аналогичных,
народно-исторических, драм, первой частью драматической трилогии о  событиях
"смутного  времени".  Героями  второй  части  должны  были   быть   Димитрий
Самозванец и Марина, третьей -  Василий  Шуйский  (сделавшийся  царем  после
убийства Самозванца). Но судьба пушкинского "Бориса Годунова" заставила  его
отказаться от этого замысла. Как сказано выше, Пушкин  писал  свою  трагедию
для театра, рассчитывая видеть ее на сцене. Но в эпоху политической реакции,
последовавшей за разгромом декабристов, об этом нечего было и  думать.  Даже
напечатать "Бориса Годунова" (с цензурными пропусками и переделками) Пушкину
удалось только через шесть лет после написания трагедии - в 1831 г.
     "Борисом  Годуновым"  Пушкин  положил  начало  русской   реалистической
драматургии. Не понятая и  не  оцененная  современниками,  трагедия  Пушкина
прямо или косвенно предопределила характер русской  драматургии  середины  и
конца XIX в. Если исторические драмы А. Н.  Островского  и  А.  К.  Толстого
довольно  далеки  от  пушкинской  трагедии,   приближаясь   более   к   типу
шиллеровских драм, то в пьесах  на  современные  темы,  несмотря  на  резкое
отличие их и но проблематике  и  по  форме  от  "Бориса  Годунова",  русские
драматурги XIX в.  -  от  Гоголя  до  Чехова  -  сохраняли  основные  черты,
характеризующие пушкинский театр.  Это  -  строгая  реалистичность  типов  и
ситуаций, отказ от внешних, поражающих зрителя сценических  эффектов,  отказ
от обязательной острой и напряженной сюжетной интриги и замена ее глубокой и
тонкой разработкой отдельных эпизодов, из которых слагается драма, а главное
- большая и важная общественная и психологическая мысль, идея, положенная  в
основу  произведения.  И  сам  Пушкин,  проделавший  в  своем  драматическом
творчество известную эволюцию после "Бориса Годунова", и дальше  не  изменял
этим, установленным им, принципам, а только по-новому  развивал  и  углублял
их.
     Третий  этап  в  эволюции  пушкинского   драматургического   творчества
представлен четырьмя "маленькими трагедиями" и неоконченной драмой "Русалка"
(1826-1831). Возвращенный из  ссылки  в  сентябре  1826  г.,  Пушкин  застал
столичное  дворянское  общество   в   состоянии   глубокого   морального   и
политического упадка, который был результатом разгрома декабрьского движения
и свирепой расправы над его участниками. На несколько лет, приблизительно до
начала  30-х  гг.,  из  русской  литературы  исчезают  темы,   связанные   с
освободительным  движением.  В  пушкинском  творчестве,  с  одной   стороны,
появляется тема  русской  государственности  с  ее  сложными  противоречиями
("Полтава", "Тазит", "Арап Петра Великого"), с другой  стороны,  углубляется
психологическая  проблематика 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |