Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


    Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии  была  трагедия  "Борис
Годунов", написанная в 1825 г. В  этом  произведении  отразился  решительный
отход Пушкина от романтического  направления.  На  место  прежней  задачи  -
выражать в поэзии в первую очередь свои личные чувства и  переживания,  свои
надежды, "высокопарные мечтанья" (см. "Отрывки из путешествия Онегина"), или
наоборот, страдания и разочарования (причем все образы  и  картины  реальной
действительности использовались лишь как средство осуществления  этой  чисто
лирической, субъективной задачи),  перед  Пушкиным  встала  новая  задача  -
внимательного изучения реальной, объективной действительности, проникновения
в  ее  сущность  методами  художественного   познания   -   и   поэтического
воспроизведения ее. Личное отношение  поэта  к  изображаемым  явлениям,  его
оценка, конечно, ясно выражается и здесь. Но, в отличие от романтизма,  поэт
стремится постигнуть и проследить логику самой жизни, чем и  определяется  в
первую очередь отбор картин или ход событий в произведении. Этой независимой
от поэта, но верно показанной им в  произведении  действительности  он  дает
свою оценку, тем или иным способом обнаруживает свое отношение к ней.
     Проблематика "Бориса Годунова", первой русской реалистической трагедии,
была в  высшей  степени  современной.  Пушкин  поднимал  самый  злободневный
вопрос, волновавший в то время передовую  дворянскую  интеллигенцию  ("Борис
Годунов" был окончен в ноябре 1825 г., незадолго до декабрьского  восстания)
- вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным  образом,  об  участии
самого народа в борьбе за свое освобождение.  Декабристы,  как  известно,  в
своих планах отводили  народу  пассивную  роль,  боялись  его  революционных
выступлений. Свое отношение к  этой  проблеме  Пушкин  в  "Борисе  Годунове"
обнаруживает но в форме авторских деклараций, высказываемых устами того  или
иного действующего лица, как это  было  в  классических  и  в  романтических
драмах. Он нашел в истории момент,  ситуацию,  где  этот  вопрос  разрешался
самой жизнью, и показал со всей верностью действительности, как  развиваются
события и какие силы действуют при этом. Пушкин взял нужный ему  материал  в
только  что  вышедших  Х  и  XI  томах  "Истории  Государства   Российского"
Карамзина.  Там  описывались  события  так  называемого  "смутного  времени"
(начало XVII в.) - широкое народное восстание против царя  Бориса  Годунова,
утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право
в России, восстание, приведшее к свержению  с  престола  царя  Федора,  сына
Бориса Годунова (сам Борис умер  незадолго  до  этого).  Время  царствования
Бориса  Годунова,  заключавшее  в  одном  коротком  историческом  периоде  и
введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось  Пушкину
в высшей степени подходящей темой для политической трагедии  с  современной,
проблематикой. "Это свежо {4}, как газета вчерашнего дня!" -писал он о  Х  и
XI томах Карамзина своему другу Н. Раевскому  и  Жуковскому  (письмо  от  17
августа 1825 г.; см. т. 9).
     Вывод, который делал Пушкин на  основании  изучения  народных  движений
прошлого, был совершенно определенный: главную, решающую роль в  них  играет
сам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за  свои
права. Свержение династии Годуновых  и  победа  Самозванца  решена  была  не
интригами бояр,  ненавидевших  Бориса,  не  участием  польских  отрядов,  не
успехами или неудачами тех  или  иных  полководцев,  а  "мнением  народным",
настроением народа,  стихийно  поднявшегося  на  своего  угнетателя  -  царя
Бориса.
     Эту главную идею трагедии Пушкин  и  стремился  провести,  показывая  в
двадцати  трех  ее  сценах   подлинные,   верно   угаданные   добросовестным
поэтом-историком картины событий того времени. Свою задачу  он  видел  не  в
том,  чтобы  использовать  исторический  материал  для  создания  волнующей,
интересной драматической ситуации (как часто писались и пишутся исторические
пьесы), а в том, чтобы точно и верно  воспроизвести  подлинную  историческую
ситуацию, "облечь в драматические формы одну  из  самых  драматических  эпох
новейшей история" (Наброски предисловия к трагедии "Борис Годунов";  см.  т.
6). Речи действующих лиц на сцене должны высказывать на мысли автора, не его
мнения и оценки, а угаданные поэтом мысли и чувства  изображаемых  им  людей
прошлого. В статье о трагедии М.  Погодина  "Марфа  Посадница"  (см.  т.  6)
Пушкин писал о "драматическом поэте": "Не  он,  не  его  политический  образ
мнений, не его тайное или явное пристрастие должно было говорить в  трагедии
{5} -  но  люди  минувших  дней,  их  умы,  их  предрассудки.  Но  его  дело
оправдывать и обвинять, подсказывать речи. Его дело воскресить минувший  век
во всей его истине".
     Для такого замысла строго реалистической драмы,  где  на  первом  месте
стояла задача художественно-познавательная, естественно, не подходила  форма
классической трагедии, с ее многочисленными традиционными условностями.  Эти
условности - прежде всего так называемые "три единства" - места,  времени  и
действия {6} - прекрасно соответствовали главной задаче трагедии классицизма
- показать стремительное, катастрофическое  развитие  какого-нибудь  острого
конфликта  (например,  борьба   чувств   -   родственных,   любовных   -   с
государственным, общественным долгом, конфликты между двумя  противоречивыми
чувствами и т. п.). Происхождение  и  постепенное  развитие 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |