Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


лирический  голос,  а
значит и  внутренний  образ  поэта.  Зеркало  исторической  эпохи,  "Евгений
Онегин", и в этом его  и  своеобразие  и  особая  прелесть,  одновременно  -
зеркало внутреннего мира самого поэта.  "Здесь  вся  жизнь,  вся  душа,  вся
любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы", - замечает в связи  с  этим
Белинский. Но при столь сильно выраженном авторском присутствии отношение  в
"Евгении Онегине" между субъективным и объективным началами - автором и  его
героями, изображаемой им действительностью также носит  принципиально  новый
характер, соответствующий новому реалистическому качеству пушкинского романа
в стихах. Поэт отнюдь не равнодушен к героям своего произведения, ко  всему,
о чем в нем рассказывается, В его попутных суждениях, высказываниях, оценках
- итог  всего  им  .пережитого,  передуманного,  перечувствованного  -  "ума
холодных наблюдений и сердца горестных замет". В то же  время  за  ними  все
время ощутим человек не только большого, горячего  сердца,  но  и  передовых
понятий и идеалов, стоящий в "просвещении" наравне со своим веком, не только
современник, но и друг, брат, товарищ декабристов. С этих передовых  позиций
поэт судит и осуждает отживающее, отсталое, косное - традиционные верования,
привычные представления, лицемерную  мораль  -  все  вековые  устои  старого
феодально-крепостнического мира.
     Но сколь ни ощутимо в "Евгении Онегине" авторское начало, это не ведет,
как у сентименталистов и романтиков, к произвольному смешению  субъективного
и объективного планов, к подмене одного другим. В романе выражено "сознание"
автора, но наряду с этим ярко предстает в нем и  не  зависящая  от  сознания
поэта объективное "бытие". Действительность дана не в субъективных авторских
оценках, даже не только в качестве объекта авторского рассказа, она  как  бы
живет в романе своей собственной' жизнью, сама рассказывает о  себе,  звучит
всеми своими голосами. Это было  едва  ли  не  самой  замечательной  победой
автора "Евгения Онегина" как  писателя-реалиста,  осуществленной  с  помощью
целого  ряда  тончайших  и   разнообразнейших   художественно-стилистических
приемов.
     Новаторство Пушкина особенно рельефно проявляется в  приемах  обрисовки
героев. Образ Онегина  выступает  перед  нами  из  его  речей,  размышлений,
приобретающих подчас  характер  внутреннего  монолога,  разговоров,  реплик,
письма и т. д.; предполагал было Пушкин ввести  в  роман  и  "альбом"дневник
Онегина, для которого  заготовил  ряд  характерных  афоризмов  героя  -  его
"мыслей,  примечании".  Примерно   так   же   характеризуется   и   Татьяна.
Употребляется Пушкиным и еще  один  выразительный  способ  характеристики  -
обрисовка духовной жизни героя книгой - кругом чтения. Прибегает Пушкин и  к
приему  своеобразной  материализации  внутреннего   мира   героя,   наглядно
характеризуя его обстановкой, вещами (кабинет-"уборная" Онегина периода  его
петербургского светского существования и его же деревенская "модная  келья";
старинный "покой" дяди Онегина).
     Характеристики героев  даются  повторно  и  самим  автором,  подчас  по
нескольку раз, в соответствии с теми изменениями, которые в них  происходят,
с развитием  их  характеров.  С  целью  наивозможно  большей  объективизации
образа, Пушкин показывает героя не только таким, каким сам его  видит,  а  и
таким, каким видят его окружающие - другие  персонажи  романа.  Так,  Онегин
показан глазами его деревенских соседей,  "светской  черни",  двойным  -  то
чрезмерно  идеализирующим,  то  слишком  снижающим  -  восприятием  Татьяны.
Татьяна - глазами Онегина, Ленского, московских кузин, "архивных  юношей"  и
т. п. Мы не только узнаем от автора об этих  различных  восприятиях,  мы  их
непосредственно слышим. Поэт  неоднократно  драматизирует  повествовательную
ткань. В романе непосредственно звучат голоса  его  персонажей  -  их  живая
характерная речь. Все эти многообразные приемы  всесторонней  реалистической
характеристики будут усвоены и развиты  последующей  нашей  литературой.  Но
впервые и с непревзойденным художественным мастерством разработаны они  были
в "Евгении Онегине".
     Именно в романе в стихах художественное мастерство Пушкина  проявляется
едва ли не с предельным блеском. Роман писался в течение весьма  длительного
времени. Изменялась - порой  весьма  существенно  -  воспроизводимая  в  нем
действительность.  Развитие   романа   отражало   развитие   соответствующих
общественных прототипов. 14 декабря явилось рубежом между  первой  и  второй
частью романа.  Так  и  воспринимали  творение  Пушкина  наиболее  чуткие  и
передовые современники. "Онегин, который вступил в жизнь с улыбкой на устах,
с каждой песнью становился все более и более мрачным..." - отмечал Герцен.
     От главы к главе "Онегина" гигантскими  шагами  шел  вперед,  творчески
рос, созревал сам поэт. В то же время он сумел сообщить своему  произведению
такую художественную целостность и  единство,  что  его  воспринимаешь,  как
написанное одним духом, одним творческим порывом. Мало того,  первоначальный
замысел Пушкина был резко  искажен  по  причинам,  от  поэта  не  зависевшим
(вынужденное изъятие из него целой главы, ряда строф).  Но  даже  тому,  что
роман принудительно оказался "без конца" (уничтожение десятой  главы),  поэт
сумел придать глубочайший идейно-художественный смысл. "Что  же  это  такое?
Где же роман? Какая его мысль?  И  что  за  роман  без  конца?"  -  передает
Белинский критические толки вокруг "Онегина" и отвечает на них: "Мы 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |