Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


внушить
отцу, что ему нет нужды в деньгах,  раз  он  получает  со  своих  крепостных
поместий "простой продукт":
     "Отец понять его не  мог  и  земли  отдавал  в  залог".  Пушкин,  таким
образом, отмечает  проникновение  денежных,  капиталистических  отношений  в
русское  крепостническое  хозяйство.  Это  же   место   пушкинского   романа
припоминает и Маркс.
     В стихах Пушкина, справедливо замечает  Добролюбов,  продолжая  в  этом
отношении высказывания  Белинского,  "впервые  открылся  нам  действительный
русский мир". "Открытие" в  "Евгении  Онегине"  русской  действительности  -
русского мира - имело не только важнейшее познавательное значение, но и было
связано  с   целым   переворотом   в   области   традиционных   эстетических
представлений и понятий, с замечательным расширением границ самого  предмета
художественного  изображения,  круга  явлений  действительности,   достойных
поэтического отображения, допускаемых в сферу искусства.  Во  время  Пушкина
бытовали представления, сложившиеся еще в  эпоху  классицизма,  о  том,  что
предметом поэзии должно быть только  "высокое",  "возвышенное"  -  "изящная"
природа; наоборот, "низкая  природа",  -  все  обыденное,  "прозаическое"  -
находится за пределами художественной литературы. Исключение делалось только
для сатирических жанров, поскольку их целью было не воспевание, а обличение.
     Автор "Евгения Онегина", произведения в целом отнюдь  не  сатирического
рода, с первой же его главы - и чем дальше, тем все энергичнее - сознательно
и  демонстративно  стирает  всякие  различия  между  "изящной"   и   "низкой
природой". В его роман,  наряду  с  "поэзией",  хлынула  широким  потоком  и
"проза" - жизнь,  как  она  есть,  со  всеми  ее  красками  и  оттенками,  с
праздничным и с обыденным, патетическим и смешным, трогательным и ничтожным,
высокими поэтическими порывами и житейским "пестрым сором" -  "прозаическими
бреднями", мелкими будничными  дрязгами,  бытовыми  деталями.  Этой  "прозе"
автор "Евгения Онегина"  умеет  сообщить  высокое  поэтическое  достоинство;
умеет, говоря словами Добролюбова, "представить... ту самую жизнь, которая у
нас существует, и представить именно так, как она  является  на  деле",  "не
компрометируя искусства".
     Сам Пушкин, резюмируя отзыв о  нем  одного  из  критиков-современников,
назвал себя "поэтом действительности". Единственным в  своем  роде  образцом
поэзии  действительности  -  реалистического  искусства  слова  и   является
пушкинский роман в стихах.
     В  осуществлении  своего  в  высшей  степени  новаторского  творческого
замысла поэту  пришлось  пойти  совершенно  новыми,  непроторенными  путями.
Строфы Онегина полны полемики со всеми действовавшими в  ту  пору  основными
литературными   направлениями,   школами   и    традициями    (классицизмом,
сентиментализмом, романтизмом - и  пассивным,  и  активным,  -  почти  всеми
типами западноевропейского романа). Для "поэзии действительности" необходимо
было  создавать  новые  способы  и  средства  выразительности,  применять  и
разрабатывать новые художественные приемы, наконец, соответственным  образом
преобразовывать самый материал искусства слова - русский литературный язык.
     И    в    пушкинском    стихотворном     романе     этот     гигантский
литературно-художественный "подвиг", как справедливо назвал многолетний труд
над  "Евгением  Онегиным"  сам  Пушкин,  был  автором   совершен.   Реализму
содержания  "Евгения  Онегина"  органически  отвечают   все   элементы   его
художественной формы. Изображению полноты жизни, сложности и многообразия ее
проявлений, различным ее оттенкам и переходам соответствуют "пестрые  главы"
романа - "полусмешные, полупечальные, простонародные, идеальные".
     Язык "Онегина" использует  все  богатство  и  многообразие  языка,  все
стихии русской речи  и  потому  способен  охватить  различные  сферы  бытия,
выразить все  многообразие  действительности.  Точно,  ясно  и  просто,  без
излишних поэтических украшений - ненужных "дополнений", "вялых  метафор",  -
обозначающий предметы "вещного" мира, выражающий мысли и чувства человека  и
вместе с тем бесконечно поэтичный в  этой  своей  простоте,  слог  "Онегина"
является  замечательным   орудием   реалистического   искусства   слова.   В
установлении нормы национального литературного языка  -  одна  из  важнейших
задач,  осуществленных  творческим  гением  Пушкина,  -  роману   в   стихах
принадлежит исключительно важное место.
     С целью вместить в свое произведение все многообразие  действительности
и вместе с тем сообщить ему необходимое единство, Пушкин применяет  в  своем
романе и соответствующую стихотворную  форму.  "Евгений  Онегин"  не  только
делится  Пушкиным  на  более  или  менее  равномерные  главы   (обозначение,
подчеркивающее  романный  характер  произведения;   Байрон   в   "Дон-Жуане"
пользуется обычным для поэм  термином:  "песня"),  но  и  написан  строфами,
однако не традиционной итальянской октавой, как байроновский  "Дон-Жуан",  а
специально   созданной   Пушкиным,   почти   вдвое    большей    октавы    -
четырнадцатистишной,  так  называемой  "онегинской  строфой".   В   движении
пушкинского романа каждая  строфа  является  но  только  ритмической,  но  и
смысловой единицей; будучи тесно связана с  предшествующими  и  последующими
строфами,  как  и  с  контекстом  всего  произведения,  она  вместе  с   тем
представляет собой нечто целостное, законченное и по своему содержанию.
     Исключительно большое место  занимает  в  романе 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |