Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


в
седьмой главе "Онегина".
     Для  наибольшего  прояснения  характера  Ленского   -   его   пламенной
восторженности, прямо противоположной охлажденному онегинскому  скептицизму,
Пушкин  пользуется  тем  приемом  своеобразного  "историзма",  который   был
применен им в отношении главного лица  романа:  ставит  вопрос  о  "причине"
возникновения этой черты и сразу же отвечает на него,  показывает  среду,  в
которой эта черта развилась. Пламенный романтизм Ленского, его наивная  вера
в "мира совершенство"  -  результат  совершенной  оторванности  от  реальной
русской действительности.  Романтизм  Ленского  -  благоуханный  цветок,  но
выращенный  в  "Германии  туманной",  на  почве   немецкой   идеалистической
философии ("поклонник Канта") и немецкой  романтической  литературы  -  "под
небом Шиллера и  Гете",  и  особенно  Шиллера,  томик  которого  он  недаром
раскрывает "при свечке" - в ночь перед дуэлью.
     Восторженная мечтательность "полурусского соседа" Онегина - Ленского, с
его "прямо геттингенской" душой, полное отсутствие в нем чувства  реальности
тонко подчеркивается Пушкиным выразительной деталью.  Подлинно  поэтической,
но похожей на других  Татьяне  с  ее  ярко  выраженной  "русской  душой"  он
предпочитает заурядную Ольгу ("Любой  роман  возьмите  и  найдете  верно  ее
портрет"). В этом отношении  Онегин,  совпадая  с  самим  Пушкиным,  гораздо
зорче, гораздо ближе к реальности ("Я выбрал бы другую, когда б я был как ты
поэт").
     Наряду с  образом  "главного  лица"  -  Онегина,  образ  Татьяны  самый
значительный и важный в романе. Исключительно ценный и значительный  сам  по
себе, он вместе с тем выполняет важнейшую сюжетную и композиционную функцию,
являясь  в  общей  идейно-художественной  структуре   романа   своего   рода
противовесом образу Онегина.
     Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную  линию
пушкинского романа в стихах. Однако в этой  личной  любовной  фабуле  таится
далеко идущее содержание, именно в ней-то и заключен наиболее  полный  ответ
на поставленный поэтом вопрос о печальном одиночестве главного лица романа в
окружающей  его  действительности,  об  основной  причине  "русской  хандры"
Онегиных. "Хандра" Онегина - действительно "русская", поскольку она  выросла
на почве русской действительности. Но ее породили условия жизни  верхушечных
общественных слоев, оторвавшихся  от  остального  народа;  она  сложилась  в
атмосфере "хладного разврата света". Ответ этот дается отнюдь  не  в  прямой
форме, а подсказывается специфическими средствами  и  приемами  искусства  -
языком художественных образов и  фабульных  ситуаций  (история  двух  встреч
Онегина и Татьяны, контраст между  героем  и  героиней,  обусловленные  этим
драматические коллизии).
     Подобно Онегину, подобно Ленскому, Татьяна-исключение из своей среды  и
подобно им - "исключение типичное" (термин  историка  В.  О.  Ключевского  в
отношении Онегина). Она - также представительница новой, молодой России. Как
и Онегин, который "для  всех...  кажется  чужим"  и  сам  ощущает  эту  свою
чуждость ("Для всех чужой" -письмо  Татьяне),  "она  в  семье  своей  родной
казалась девочкой чужой" и мучительно ощущает это: "Вообрази: я здесь  одна,
никто меня не понимает" (письмо Онегину). Татьяна полюбила  Онегина  потому,
что, как говорит поэт, "пора пришла",  но  не  случайно,  что  полюбила  она
именно Онегина. Вместе с тем  характер  Татьяны  сложился  совсем  в  другой
общественной среде, развился совсем в  иной  обстановке,  в  иных  условиях,
нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - "русская душою, сама не
зная почему". Но читателям Пушкин  полностью  раскрывает,  почему  это  так.
Татьяна (самое имя которой, впервые "своевольно" вводимое Пушкиным в большую
литературу, влечет за собой непременные ассоциации "старины  иль  девичьей")
выросла, в полную противоположность Онегину, "в глуши забытого селенья" -  в
атмосфере  русских  народных  сказок,  поверий,   "преданий   простонародной
старины".  Детство,  отрочество   и   юность   Татьяны   и   Евгения   прямо
противоположны. У Евгения  -  иностранцы-гувернеры;  у  -Татьяны  -  простая
русская крестьянка-няня, прототипом которой,  как  прямо  указывает  Пушкин,
была его собственная няня - Арина Родионовна, живой источник народности  для
самого поэта, "вознаграждавшая" недостатки его "проклятого  воспитания",  во
многом, как  уже  сказано,  аналогичного  онегинскому.  Там  -  ненормальный
противоестественный образ жизни - обращение "утра в полночь", здесь -  жизнь
в полном соответствии с природой: Татьяна просыпается на  рассвете;  подобно
крестьянским девушкам, первым снегом умывает "лицо, плеча и  грудь".  Там  -
"наука страсти нежной", цепь легких и  скоро  приевшихся,  надоевших  побед;
здесь - мечты о настоящей, большой любви,  об  единственном  суженном  небом
избраннике. Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира
Татьяны,  оказали  существенное  влияние  иностранные  романы-   "обманы   и
Ричардсона и Руссо".  Больше  того,  поэт  сообщает  нам,  что  его  героиня
"по-русски плохо знала... изъяснялася  с  трудом  на  языке  своем  родном";
письмо к Онегину пишется ею по-французски. Но в  обрисовке  образа  Татьяны,
который столь дорог и мил поэту,  с  неменьшей  степенью,  чем  в  обрисовке
образа  Онегина,  к  которому  он  умеет  отнестись  с  такой  критичностью,
сказывается стремление быть полностью верным  жизненной  правде.  Татьяна  -
высоко положительный, "идеальный" образ русской


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |