Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


моментов его жизни - в
эпизоде дуэли с Ленским. Онегин сам прекрасно понимает, что он  был  неправ,
зло подшутив над  "робкой,  нежной"  любовью  пылкого,  восторженно-наивного
поэта, к которому искренне, "всем сердцем" привязался. Но  он  находится  во
власти того самого "общественного мненья", предрассудков  дворянской  среды,
всю ничтожность которых он полностью сознает: не только принимает  вызов  на
дуэль, но и дерется со всем ожесточением - убивает друга.
     Предоставив сперва слово герою, поэт  вслед  за  тем  вступает  в  свои
права, берет слово  сам.  В  романтической  поэме  при  обрисовке  характера
Кавказского пленника Пушкин намекает на некое "грозное страданье", с которым
пришлось померяться силами герою, на "бурную  жизнь",  которой  он  "погубил
надежду, радость и желанье",  заинтриговывая  этим  читателя,  но  не  давая
сколько-нибудь   ясного   представления    о    причинах    утраты    героем
"чувствительности  сердца",   "преждевременной   старости"   его   души.   В
противоположность этому в романе в стихах поэт с самого начала ставит  перед
собой и  последовательно  осуществляет  задачу:  "отыскать  причину"  такого
душевного  состояния  героя-современника,  добавляя,  что  это  "давно   бы"
следовало сделать. Он никак не  романтизирует  это  состояние,  а  наоборот,
снимает с него ореол романтической "мировой скорби", дает ему гораздо  более
прозаическое обозначение - "скуки", "хандры",  рассматривая  его  как  нечто
ненормальное, болезненное, как некий общественный "недуг",  связанный  не  с
неведомыми и "безыменными страданьями", а с конкретными  условиями  реальной
отечественной действительности: "русская хандра".
     Из  рассказа  о  прошлом  Онегина,  сразу  же  прикрепляемого  к  точно
определенной общественной среде, - столичному  ("родился  на  брегах  Невы")
дворянско-светскому обществу, читатель узнает,  как  постепенно  складывался
характер  героя:  узнает  о  беспорядочной  семейной   обстановке   и   быте
родительского  дома  мальчика  Евгения,  об  его  уродливом  воспитании   на
иностранный  лад,  его   возмужалости,   суетном   и   бесплодном   светском
существовании.  Читатель  видит,  что  никаких  "несчастий"  с  Онегиным  не
происходит. Наоборот, "забав и  роскоши  дитя",  он  проводит  время  "среди
блистательных  побед,  //   Среди   вседневных   наслаждений".   Словом,   в
обстоятельствах  его  жизни   не   было   решительно   ничего   романтически
исключительного; напротив, они  были  сугубо  типичными  для  людей  данного
общественного  круга.  Типические  обстоятельства   сложили   и   типический
характер. Типичность характера Онегина сразу, при  знакомстве  с  первой  же
главой пушкинского романа, бросилась в глаза современникам поэта.  Онегиных,
подчеркивал в рецензии на первую главу один из критиков, "встречаем дюжинами
на всех больших улицах". "Я вижу франта, который душой и телом предан моде -
вижу человека,  которых  тысячи  встречаю  наяву,  ибо  самая  холодность  и
мизантропия теперь в числе туалетных приборов", - писал Пушкину А. Бестужев.
Однако романтик Бестужев не понял всей  реалистической  сложности  "главного
лица" пушкинского романа в стихах.
     Онегин - не просто "франт", "молодой повеса". Сам  Пушкин  неоднократно
отзывается о своем герое иронически. Но своеобразный лиро-иронический тон  -
характерная особенность всего пушкинского романа в стихах, свидетельствующая
о выходе Пушкина на  совершенно  самостоятельный  творческий  путь,  об  его
способности  критически  отнестись  и  к   самой   действительности,   и   к
существовавшим до этого  традиционным  (в  частности,  и  в  особенности,  -
романтическим) способам и приемам ее литературно-художественного  отражения.
Поэт ни в какой мере не скрывает существеннейших недостатков своего героя, в
которых отчетливо проступают родимые пятна его общественной среды, но  в  то
же время подчеркивает и положительные  стороны  характера  Онегина  -  "души
прямое благородство", показывает, что по своему интеллектуальному складу  он
головою выше окружающих. Недаром поэт не только заявляет, что  ему  нравятся
"черты" Онегина, но и делает себя в роману его задушевным другом. Не  просто
"мода" - и "русская хандра" Онегина, подобная, но  отнюдь  не  тождественная
байроновскому  "английскому  сплину".  Томительная,  неизбывная  "скука"   -
неудовлетворенность окружающим - свойство, присущее  ряду  хорошо  известных
Пушкину  передовых  его  современников.  Достаточно  познакомиться  с  таким
характернейшим  документом  эпохи,  как  письма  к  друзьям  основоположника
русской элегической поэзии XIX  в.  Батюшкова.  Тот  же  Батюшков  в  очерке
"Прогулка по Москве" изобразил  себя  в  качестве  некоего  своего  "доброго
приятеля", который "везде равно зевал". Не менее характерен  дневник  хорошо
известного Пушкину декабриста Н. И. Тургенева, который так и  озаглавлен  им
"Моя скука"  и  где  он  прямо  называет  скуку  "болезнью,  только  гораздо
опаснейшею телесной".
     "Охлаждение"  Онегина  -  не  напускное  чувство.   Это   лучше   всего
доказывается тем, что он вовсе оставляет "свет", уединяясь в своем кабинете.
Но    тут-то    и     сказывается     "проклятое     воспитание"     Онегина
гувернерами-иностранцами, которые учили его многому, но ничему не научили, а
главное - не привили никаких навыков к труду.  Светская  жизнь  утомила  его
своим бегом на место, своей занятостью без дела, а делать что-нибудь  он  не
умел и не хотел: "Труд упорный ему был тошен". "Преданный  безделью, 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |