Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


порой и той и другой
вместе,  интонации  повествования  и  еще  непосредственнее  сказываете"   в
лирических  отступлениях),  поэт  прямо  объективирует  себявводит   в   ряд
вымышленных персонажей, в образно-художественную ткань романа,  живописующую
картину жизни петербургского общества "в конце 1819 г." (то  есть  незадолго
до высылки Пушкина из столицы на юг), как точно датирует он действие  первой
главы в предисловии к ней. Это несомненно сообщает  данной  картине  большеи
жизненности и полноты. По-видимому, с этой же целью поэт показывает  (именно
показывает, а не только называет.) в той же  первой  главе  в  числе  друзей
Онегина и еще одно реальное лицо, для данной эпохи весьма  выразительное,  -
своего близкого приятеля, кутилу и вольнодумца - гусара Каверина; позднее, в
седьмой главе, в картину дворянской Москвы он подобным же  образом  включает
характерную фигуру своего друга - поэта кн. Вяземского -  рисует  знакомство
его с Татьяной. Отводя целых семь  строф  (строфы  XLV-LI)  из  шестидесяти,
составляющих первую главу, описанию своего знакомства и дружбы с Онегиным, -
поэт наглядно демонстрирует читателю, что автор и герой не одно, а два лица,
из которых каждое  имеет  свой  особенный  характер  ("Я  был  озлоблен,  он
угрюм"), живет своей собственной жизнью. Снова  и  таким  же  точно  приемом
напоминает об  Этом  Пушкин  читателю  и  почти  в  самом  конце  романа,  в
вынужденно исключенной из него предпоследней главе - о путешествии  Онегина:
герой и автор встречаются друг с другом в Одессе незадолго до ссылки поэта в
Михайловское.
     Во время подготовки к печати  первой  главы  "Евгения  Онегина"  Пушкин
вслед за текстом посылает  набросанный  им  рисунок,  иллюстрирующий  XLVIII
строфу, с ее характерным петербургским пейзажем (см.  стр.  29).  Настойчиво
требуя приложения  соответствующей  "картинки"  к  печатному  тексту  первой
главы, Пушкин, несомненно, хотел и зрительно закрепить в сознании читателей,
что автор и герой - два разные лица.
     Все это показывает, какое  большое  и  важное  значение  придавал  поэт
выработанному им теперь и существенно  новому  по  сравнению  с  "Кавказским
пленником"  объективно-реалистическому  способу  изображения   человеческого
характера. В одной из заключительных строф первой главы (строфа LVI), как бы
теоретически  осмысляющей  опыт  творческой  работы  над   ною,   он   прямо
противопоставляет себя "гордости поэту" - Байрону,  демонстративно  заявляя,
что,  в  противоположность  ему,  он  не  "намарал"  в  лице  героя   своего
собственного портрета, и добавляя: "Как будто нам уж  невозможно  //  Писать
поэмы о другом, // Как только о себе самом". В этих шутливых по тону строках
по   существу   содержится   серьезнейшая   и   с   полной,    отчетливостью
сформулированная декларация того принципиально нового творческого  пути,  на
который, отталкиваясь от субъективно-романтического метода  Байрона,  Пушкин
становится уже в 1823 г. и который все больше и  больше  делается  основным,
магистральным путем его творчества.
     Пушкин  никогда   не   переставал   высоко   ценить   сильные   стороны
свободолюбивой и мятежной, исполненной неудовлетворенности и протеста поэзии
Байрона. Вместе с тем Пушкин все критичнее относится  к  творческому  методу
великого поэта-романтика, который,  по  его  словам,  "бросил  односторонний
взгляд на мир и природу человеческую, потом отвратился от них и погрузился в
самого  себя.  Он  представил  нам  призрак  себя  самого.  Он  создал  себя
вторично... Он постиг, создал и описал единый характер (именно  свой),  все,
кроме некоторых сатирических выходок, рассеянных в его творениях, отнес он к
сему  мрачному,  могущественному  лицу,  столь  таинственно   пленительному"
(заметка "О трагедиях Байрона", 1827 г.). В переполняющей последующие  главы
"Евгения Онегина" то явной, то скрытой полемике с этими сторонами творчества
Байрона   -   его   "унылым   романтизмом",   "безнадежным   эгоизмом"   его
героев-индивидуалистов - Пушкин утверждает себя, свой взгляд на мир и людей,
свой новый творческий метод. О том же, как далеко отходит Пушкин от  Байрона
к концу работы над "романом в стихах", яснее всего говорит  его  собственное
признание, что глава о путешествии Онегина - по форме - пародия на сводившие
его с ума лет десять назад и продолжавшие сводить с ума огромную  часть  его
современников,  как   в   России,   гак   и   на   Западе,   "Странствования
Чайльд-Гарольда".
     Метод   объективного   изображения   героя,   осуществляемый   Пушкиным
посредством целого ряда тонких художественных приемов,  дает  себя  знать  с
первых  же  строф  "Евгения  Онегина".   Вместо   традиционно   описательной
экспозиции роман открывается как  драматическое  произведение  -  внутренним
монологом  Онегина.  Из  этого  короткого  монолога   сразу   же   выступают
отличительные черты его характера. Это - человек  острой  и  трезвой  мысли,
эгоист, скептик, даже циник, превосходно разбирающийся в "низком  коварстве"
- лжи и лицемерии патриархальных  семейных  связей  и  отношений.  Подлинное
отношение  Онегина  к  умирающему  дяде  ясно  из  первых   же   его   слов,
перефразирующих строку известной  басни  Крылова  "Осел":  "Осел  был  самых
честных правил". И вместе с тем Онегин считает себя вынужденным  подчиниться
этим сложившимся патриархальным связям, то есть, в  свою  очередь,  лгать  и
лицемерить, сетуя лишь на сопряженную с этим  скуку.  Таким  предстанет  нам
"главное лицо" романа и в один из самых ответственных


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |