Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


и  что  за
характер?   Кого   займет   изображение   молодого   человека,   потерявшего
чувствительность сердца в  несчастиях,  неизвестных  читателю..."  (черновик
письма к Н. И. Гнедичу от 29 апреля 1822 г.; см. т. 9).  И  вот  год  спустя
после этого письма Пушкин принимается за работу над  "романом  в  стихах"  -
"Евгением Онегиным".
     Задание, которое ставит себе Пушкин  в  "Евгении  Онегине",  аналогично
заданию "Кавказского пленника". В образе главного героя романа Пушкин  опять
хочет изобразить "отличительные черты молодежи XIX века", которые он пытался
раскрыть в характере Пленника. В предисловии к изданию первой главы "Евгения
Онегина" (1825) Пушкин и сам говорит, что характер  "главного  лица"  нового
произведения  "сбивается"  на  характер  Пленника  (см.  раздел  "Из  ранних
редакций"). В  основе  фабульной  линии,  связанной  с  "главным  лицом",  в
значительной степени лежит та же сюжетная схема:
     Онегин, как и Пленник, покидает "свет", уезжает  из  столицы;  в  иной,
патриархальной среде встречается  с  юной  и  чистой  девушкой;  оказывается
неспособен разделить и даже понять и оценить ее большое чувство. Однако, при
наличии  этой  непосредственной  преемственной  связи,  тем  значительнее  и
принципиально   важнее   существенное   различие   этих   произведений.    К
осуществлению одного и того же замысла Пушкин идет теперь  совсем  иным,  по
существу прямо противоположным путем и, в соответствии с этим, облекает свое
новое произведение совсем в иную жанровую форму. Эта форма  -  не  поэма,  а
"роман в стихах" - подсказана Пушкину Байроном -  его  стихотворным  романом
"Дон Жуан", который Пушкин считал лучшим творением английского поэта.
     При первом же своем упоминании о работе над "Евгением Онегиным"  Пушкин
сообщал: "Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница. Вроде  "Дон
Жуана"..." (письмо П. А. Вяземскому от 4 ноября 1823 г.; см. т. 9).  Однако,
когда года полтора спустя .А. Бестужев, познакомившись в рукописи
     с первой главой "Евгения Онегина", стал сравнивать ее с  "Дон  Жуаном",
Пушкин, который написал к  этому  времени  уже  около  четырех  глав  своего
романа,  энергично  отклонил   правомерность   такого   сопоставления:   "Ты
сравниваешь первую главу с "Дон Жуаном". - Никто более меня не уважает  "Дон
Жуана" (первые 5 песен, других не читал), но  в  нем  ничего  нет  общего  с
"Онегиным"" (письмо Бестужева Пушкину от 9 марта 1825 г. и ответ Пушкина  от
24 марта; см. т. 9).
     Эти, казалось бы исключающие друг друга, утверждения на самом деле  оба
справедливы. Лиро-эпическая  форма  пушкинского  "романа  в  стихах"  с  его
"смесью  прозы  и  поэзии  в  изображении   действительности"   (Белинский),
непрерывными   авторскими   "лирическими   отступлениями",   афористическими
суждениями и высказываниями  на  самые  разнообразные  темы,  непринужденной
поэтической "болтовней", ироническим тоном  и  веселым,  порой  пародическим
пересмеиванием   устарелых,   но   еще   бытующих   литературных   традиций,
действительно очень близка к "Дон Жуану". Но по существу Пушкин не только не
следует Байрону,  но  и  прямо  противопоставляет  свой  роман  произведению
английского поэта-романтика.
     При  сходстве  манеры  повествования  "Евгений  Онегин"  и  "Дон  Жуан"
представляют собой два  совершенно  различных  вида  романа.  Действие  "Дон
Жуана" перенесено в прошлое - в XVIII в. По фабуле это -  любовно-авантюрный
роман  с  галантными  приключениями  условно-литературного  героя.  "Евгений
Онегин"  -  роман  о  современности,  о  пушкинском  "сегодняшнем"  дне,   -
произведение, которое заимствует все свое содержание  -  образы  действующих
лиц,  картины  быта,   природы,   -из   непосредственно   окружавшей   поэта
действительности.
     Читая пушкинский роман в  стихах,  мы  все  время  ощущаем  присутствие
автора, который неизменно выражает свое личное отношение  к  совершающемуся,
дает свою оценку всему, о чем он  рассказывает  и  что  показывает  в  своем
произведении, - героям, фабульным положениям, в  которые  они  попадают,  их
реакции на это, их  поведению,  поступкам.  Но  поэт  не  смешивает  воедино
лирическое и эпическое начала, не подменяет образа героя самим собою, объект
- субъектом. Нагляднее всего это сказывается  на  новом  методе  изображения
"главного лица" романа, лица,  в  котором  с  наибольшей  силой  проявляются
"отличительные черты молодежи XIX века" и  который  в  силу  этого  особенно
близок и родствен самому поэту. Перечисляя  те  "черты"  в  натуре  Онегина,
которые  ему  "нравились",  указывая  на  известное  сходство  характеров  и
жизненных обстоятельств героя и  самого  себя  (строфа  XLV  первой  главы),
Пушкин  одиннадцатью  строфами  ниже  столь  же  отчетливо  подчеркивает   и
"разность" между собой и героем (строфа LVI).  То,  что  говорится  здесь  о
различном отношении автора и героя к природе, как бы последнее звено в целой
цепи "разностей", которые то и дело выступают из  предшествующего  изложения
(см., например,  строфы  XVII-XXII,  в  которых  говорится  о  равнодушии  и
охлаждении Онегина к театру, балету и  тут  же,  в  лирическом  отступлении,
показано совершение иное, восторженное отношение  к  ним  поэта).  Отделение
автора от героя дается не только в  порядке  субъективных  деклараций,  а  и
художественно-объективно,   образно-осязательно.   Не   ограничиваясь,   так
сказать, бесплотным присутствием своим в строфах романа (которое  все  время
дает себя знать в особой то лирической, то иронической,


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |