Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


этой главы в том, что Таню
увезут в Москву из деревни!"

В  одном  из  наших  журналов  сказано  было,  что  VII глава не могла иметь
никакого  успеху,  ибо  век  и Россия идет вперед, а стихотворец остается на
прежнем  месте.  Решение  несправедливое  (т. е. в его заключении). Если век
может   идти   себе  вперед,  науки,  философия  и  гражданственность  могут
усовершенствоваться  и  изменяться,  - то поэзия остается на одном месте, не
стареет  и  не  изменяется.  Цель  ее  одна, средства те же. И между тем как
понятия,   труды,  открытия  великих  представителей  старинной  астрономии,
физики,  медицины  и философии состарелись и каждый день заменяются другими,
произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны.

Поэтическое  произведение  может  быть слабо, неудачно, ошибочно, - виновато
уж, верно, дарование стихотворца, а не век, ушедший от него вперед.

Вероятно,  критик  хотел сказать, что "Евгений Онегин" и весь его причет уже
не новость для публики, и что он надоел и ей, как журналистам.

Как  бы  то  ни  было,  решаюсь  еще искусить ее терпение. Вот еще две главы
"Евгения  Онегина"  -  последние,  по крайней мере для печати... Те, которые
стали  бы искать в них занимательности происшествий, могут быть уверены, что
в  них  менее  действия,  чем во всех предшествовавших. Осьмую главу я хотел
было  вовсе уничтожить и заменить одной римской цифрою, но побоялся критики.
К  тому  же  многие отрывки из оной были уже напечатаны. Мысль, что шутливую
пародию  можно  принять  за неуважение к великой и священной памяти, - также
удерживала меня. Но Чайльд-Гарольд стоит на такой высоте, что каким бы тоном
о  нем  ни  говорили,  мысль  о  возможности  оскорбить  его не могла во мне
родиться.

28 ноября 1830 г.

Болдино

{1}  Евгений  Вельский.  Прошу  извинения  у  неизвестного  мне  поэта, если
принужден повторить здесь эту грубость. Судя по отрывкам его поэмы, я ничуть
не  полагаю  для  себя обидным, если находят "Евгения Онегина" ниже "Евгения
Вельского".

{2}  2  замеч.  Стихи  эти  очень  хороши,  но  в  них заключающаяся критика
неосновательна.  Самый  ничтожный  предмет  может  быть избран стихотворцем;
критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает.

В беловой рукописи вместо строфы I были следующие четыре строфы:

I

В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал,
В те дни, как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор,
Когда порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив,

II

Когда в забвенье перед классом
Порой терял я взор и слух,
И говорить старался басом,
И стриг над губой первый пух,
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал,

III

В те дни - во мгле дубравных сводов,
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.

IV

И, первой нежностью томима,
Мне муза пела, пела вновь
(Amorem canat aetas prima) {5}
Все про любовь да про любовь
Я вторил ей - младые други
В освобожденные досуги
Любили слушать голос мой.
Они, пристрастною душой
Ревнуя к братскому союзу,
Мне первый поднесли венец,
Чтоб им украсил их певец
Свою застенчивую музу.
О торжество невинных дней!
Твой сладок сон душе моей.

Стихи  5-14  строфы II, замененные в окончательном тексте точками, в беловой
рукописи читаются:

И Дмитрев не был наш хулитель;
И быта русского хранитель,
Скрижаль оставя, нам внимал
И музу робкую ласкал.
И ты, глубоко вдохновенный,
Всего прекрасного певец,
Ты, идол девственных сердец,
Не ты ль, пристрастьем увлеченный,
Не ты ль мне руку подавал
И к славе чистой призывал. {6}

В  черновых  рукописях  строфы, посвященные лицейским воспоминаниям Пушкина,
читались:

В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Виргилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых уст и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала,
И летом      для дня
Будили радостно меня,

Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я,
Когда по розовому полю
Резвились и бесились вволю,
Когда в тени густых аллей
Я слушал клики лебедей,
На воды светлые взирая,
Или когда среди равнин
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кагульский мрамор навещая...

Стихи 1-4 строфы IV в беловой рукописи читались:

Но рок мне бросил взоры гнева
И вдаль занес. - Она за мной.
Как часто ласковая дева
Мне услаждала час ночной.

Стих 10 строфы V в беловой рукописи читался:

Но дунул ветер, грянул гром.

Строфа XXIII в беловой рукописи первоначально оканчивалась стихами:

И слова не было в речах
Ни о дожде, ни о чепцах.
Далее следовали две строфы:

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |