Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


терпеть твоих проказ,
     Уймись или потом поплачешь, будь уверен.
     - Да что ж я делаю?
     - Ты? вовсе ничего.
     И в том-то и беда. Ты, кажется, намерен
     Хлеб даром есть...

     Этот  отрывок  написан  длинным,  шестистопным   ямбом   со   свободной
рифмовкой, стихом, которым Пушкин писал (также слегка стилизуя на  старинный
лад) поэму "Анджело" (т. 3) и стихотворение "Странник" (т. 2).

     1) Монах Бертольд  пушкинской  драмы  -  это  легендарный  изобретатель
пороха Бертольд Шварц.  Прозвище  Шварц  (по-немецки  "черный")  он  получил
потому, что во время взрыва ему опалило лицо.
     2) "... Мы запрем его в тюрьму, и даю мое честное слово, что он до  тех
пор из нее не выйдет, пока стены замка моего не подымутся  на  воздух  и  не
разлетятся..."
     3) То есть в Деву Марию, богородицу, ср. надпись на щите рыцаря  -  "A.
M. D." - "Ave, mater Dei" ("Слава тебе, божия матерь").


     Вадим

     Отрывок без заглавия, написан Пушкиным в 1821-1822 гг.
     В основу  сюжета  положена  летописная  легенда  о  новгородце  Вадиме,
поднявшем  восстание  против  первого  князя  Рюрика,  варяга,   призванного
новгородцами (по совету посадника Гостомысла) на  княжеский  престол.  Сюжет
этот до  Пушкина  не  раз  разрабатывался  в  литературе.  Пушкин  задумывал
революционную декабристскую трагедию, полную намеков на современность.
     Судя по краткому пушкинскому плану и начальным стихам, ход трагедии был
такой:
     У могилы Гостомысла, вблизи Новгорода,  встречается  Вадим  с  Рогдаем,
участником его заговора. Рогдай был в городе,  на  разведке,  и  докладывает
Вадиму о настроении новгородцев.
     Затем, видимо  после  их  ухода,  на  сцене  появляется  Рогнеда,  дочь
Гостомысла; она и Вадим, надо думать, любили друг Друга еще до его  изгнания
из Новгорода. Теперь она невеста Громвала, славянина,  новгородца,  ставшего
слугой чужеземного, варяжского князя Рюрика. Не зная о ее любви к  Громвалу,
Вадим  (по-видимому,  еще  раньше)  дал  ей  поручений  убить  Громвала  как
изменника.  Сейчас  Рогнеда  в  ожидании   Вадима   одна,   "раскаянье   ее,
воспоминания". "Приходит Вадим". Содержание ее сцены с Вадимом  в  плане  не
указано. Новая сцена  в  княжеском  дворце.  Рюрик,  Громвал  и  Рогнеда.  В
разговоре  Рюрика   с   Громвалом   обнаруживается   "презренно   к   народу
самовластия". Громвал защищает новгородцев  -  он,  очевидно,  изображен  не
злодеем,  а  заблуждающимся,  может   быть   колеблющимся.   Следует   сцена
новгородского веча, где присутствует (очевидно, инкогнито) и Вадим.  Вестник
приносит какое-то известие. Вдруг появляется сам Рюрик  {1}.  В  напряженный
момент, когда, возможно, заговорщики готовы  осуществить  свой  план  (может
быть, убить Рюрика), Рогнеда, движимая любовью к Громвалу, выдает  намерения
заговорщиков. Происходит бунт, бой, заканчивающийся для них неудачей. Взятый
в плен Вадим приведен к Рюрику.
     Последняя сцена в плане - свидание (по-видимому,  в  тюрьме)  Вадима  с
Громвалом, оказавшимся другом его детства. Конец пьесы не рассказан в плане,
но несомненно, что Вадим умирает (может быть, в тюрьме),  гибнет  и  Рогнеда
(может быть, еще раньше, во время восстания).
     Задумав писать  революционно-народную  трагедию,  Пушкин  первоначально
пытался и текст ее писать народно-песенным  стихом  (которым  он  тогда  еще
совершенно не владел). В рукописи Пушкина сохранились пробы этой формы.

     Гостомыслову могилу грозную вижу...
     Есть надежда! верь, Вадим, народ натерпелся...
     Легконогие елени {2} по лесу рыщут...

     В конце концов поэт отказался от этого замысла и начал писать  трагедию
традиционным классическим шестистопным попарно рифмованным ямбом.
     Не осуществив своей трагедии о Вадиме, Пушкин хотел  написать  на  этот
сюжет поэму, также оставшуюся неоконченной (см. т. 3).

     1)  На  неожиданность  появления  князя  Рюрика   на   вече   указывает
восклицательный знак при его имени в пушкинском плане: "Вестник  -  толпа  -
Рюрик!"
     2) Старая литературная форма слова "олени".


     Скажи, какой судьбой друг другу мы попались...

     Написано в 1821 г. Сохранился ряд планов  комедии,  разрабатывающих  ее
сюжет в целом и  отдельные  сцены.  Планы  эти  интересны  тем,  что  в  них
действующие лица комедии названы именами актеров петербургского театра.  Это
лишний раз доказывает, что Пушкин писал свои пьесы  не  для  чтения,  а  для
театра: еще только задумывая свою комедию, он уже воображает ее в конкретных
театральных образах, он уже распределил роли между актерами.
     По  этим  планам  исследователями  с  значительной  долей   вероятности
восстанавливается  содержание  комедии.  В  молодую  вдову   ("Вальберхову")
влюблен "Брянский". Он хочет на ней жениться, но она не  решается  выйти  за
него, так как он в прошлом был игроком. Младший брат "Вальберховой",  пустой
и легкомысленный юноша "Сосницкий", также увлекается карточной  игрой  и  не
слушается поучений  сестры.  Воспользовавшись  отсутствием  в  доме  сестры,
"Сосницкий" устраивает у  себя  завтрак  с  карточной  игрой.  Приехавший  к
"Вальберховой" "Брянский" узнает  об  этом  от  старого  слуги,  крепостного
дядьки "Сосницкого" - "Величкина".  В  одном  из  пришедших  к  "Сосницкому"
игроков, "Рамазанове", "Брянский" узнает  давно  известного  ему  карточного
шулера. Ему приходит в  голову  с  помощью  этого  человека  излечить  юношу
"Сосницкого" от страсти к карточной игре и тем завоевать благосклонность его
сестры. Под угрозой публичного  разоблачения 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |