Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


себе
страх, вовсе отвлечься от мыслей о смерти.
     По третьему пути идет  председатель  пира  -  Вальсингам.  Его  чувства
полностью выражены в пропетой им песне - сочиненной целиком самим  Пушкиным.
Он не хочет отворачиваться от опасности. Он смотрит ей прямо  в  глаза  -  и
побеждает страх перед гибелью силою человеческого духа. Он  создает  гимн  в
честь чумы, потому что чума и связанное с ней сознание неотвратимости смерти
дает возможность смелому человеку измерить  глубину  своего  духа,  показать
свою несокрушимую человеческую силу. В этой борьбе со смертельной опасностью
(в бою, на краю бездны, в разъяренном океане и т. д.) он испытывает упоение:

     Все, все, что гибелью грозит,
     Для сердца смертного таит
     Неизъяснимы наслажденья,
     Бессмертья, может быть, залог...

     Противопоставляя угрозе гибели свою несокрушимую  смелость,  отсутствие
страха и смущения, человек и испытывает эти "неизъяснимы наслажденья".

     Итак, хвала тебе, чума!
     Нам не страшна могилы тьма,
     Нас не смутит твое призванье!

     Таков председатель пира в своем "гимне  в  честь  чумы".  В  пьесе  эта
позиция его  подвергается  тяжелым  испытаниям.  Явившийся  перед  пирующими
священник старается растравить его душевные раны  напоминанием  о  матери  и
любимой жене, которые недавно умерли от чумы. Председатель на минуту  падает
духом, он говорит о "сознанье беззаконья своего", начинает каяться  в  своем
безбожии... Однако, когда священник, ободренный успехом,  готов  уже  увести
его с "безбожного пира", Вальсингам находит  силы  сбросить  с  себя  петлю,
влекущую  его  в  лоно  религиозного,  церковного  мировоззрения.  Священник
уходит; "председатель остается, погруженный в глубокую  задумчивость".  Этой
ремарки у Вильсона нет, она принадлежит Пушкину, заключающему ею свою пьесу.

     1) Чумной город (англ.).



     Русалка

     Начата  в  1829  г.;  в  1832  г.  Пушкин  продолжал  ее,  но   оставил
недоконченной.  Напечатана  после  смерти  Пушкина  в   VI   книге   журнала
"Современник" за 1837 г. Заглавие дано редакторами при первой публикации.
     Приближаясь но типу к "маленьким трагедиям",  "Русалка"  отличается  от
них русским народным характером. Народность. "Русалки"  обнаруживается  и  в
сюжете, и в образах персонажей, и в бытовых эпизодах драмы, и в языке ее.  В
основу сюжета Пушкин положил широко распространенное предании о русалках,  в
которых превращаются после смерти загубленные  в  утопившиеся  девушки.  Это
народное предание вызвало  к  жизни  множество  литературных  и  театральных
произведений.
     Как в "Каменном госте" и других произведениях  Пушкина,  фантастический
образ  русалки  в  реалистической  драма  является   поэтическим   символом,
обобщением, в образной, лаконической форме  выражающим  определенную  мысль.
Брошенная князем и опозоренная девушка топится в Днепре. Она погибла,  но  в
то же время существует по крайней мере для двух лиц: для ее  соблазнителя  и
для отца. Князь  не  может  забыть  погубленной  им  девушки,  память  о  ее
беззаветной любви и о его преступлении вызывает в нем и новую любовь к ней и
сильнейшие угрызения совести. В его встревоженном воображении она существует
как бесконечно привлекательная и  в  то  же  время  мстительная  и  холодная
русалка, толкающая его к гибели - возмездию за его поступок. Старый  мельник
также чувствует свою вину перед дочерью, и в его памяти ее образ носит те же
черты, что и у князя.  Поэтому,  если  дочь  мельника  в  первой  картине  -
прекрасный пушкинский образ девушки из народа,  -  богатое  яркими  красками
изображение  живой  и  страстной,  гордой  и  волевой,  горячо   любящей   и
оскорбленной в своей любви женщины, - то в других картинах, ставши "русалкою
холодной и могучей", она превращается в неподвижной,  неизменное  воплощение
одной идеи, одного чувства - желания мести своим оскорбителям.

     С той поры,
     Как бросилась без памяти я в воду
     Отчаянной и презренной девчонкой
     И в глубине Днепра-реки очнулась
     Русалкою холодной и могучей,
     Прошло семь долгих лет...
     Я каждый день о мщенье помышляю
     И ныне, кажется, мой час настал.

     Эта непреклонная, неумолимая, холодная русалка - символ неуспокоенной и
властной совести князя.
     Пушкин углубил свою драму, придав ей и социальный смысл. Князь  бросает
свою возлюбленную не потому, что разлюбил ее, но потому, что он, как  князь,
не  может  жениться  на  простой  крестьянке,  дочери  мельника.  Он  думает
откупиться от нее подарками, чем  наносит  ей  горчайшую  обиду.  Социальный
мотив ясно звучит и в отношении мельника к князю, в его презрительных словах
("Когда князья трудятся? И что  их  труд?"),  и  в  сцене  встречи  князя  с
помешанным мельником и его злобном отказе поселиться в княжеском  терем,  и,
наконец, в самом  бреде  мельника:  тяжелое  чувство  постоянной  социальной
приниженности вызвало в уме его фантазию о том, что он  не  бедный  мельник,
принужденный всю жизнь трудиться да еще унижаться перед  князем,  а  вольная
птица ворон, летающий где хочет на своих сильных крыльях.
     Народный характер драмы ярко проявляется и в языке действующих  лиц,  в
котором Пушкин с необыкновенным мастерством соединил элементы  крестьянского
и старинного просторечия с поэтическими формулами народной поэзии,  сохранив
в то же  время  в  речи  персонажей  тонкие  оттенки  социального  характера
говорящих.  Народность  драмы  усиливается  введением   в   нее   подлинного
свадебного обряда с его песнями и ритуалом


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |