Подробнее о Пушкине


 Материал из Википедии

 Материал из Яндекс-словарей


 "правоту",  а   просто   низкий
завистник, и убийство его друга - не совершение "тяжкого долга", а  страшное
преступление перед человечеством и искусством.
     В образе Моцарта Пушкин открывает зрителю сложность и  глубину  другого
рода. Пушкин показывает удивительный контраст между  крайней  доверчивостью,
дружелюбием Моцарта по отношению к Сальери в обыденной  жизни  и  гениальной
проницательностью, чуткостью и верной оценкой ситуации - в  его  творчестве.
Моцарт искренне считает Сальери своим другом; выпивая  бокал,  куда  Сальери
всыпал яд, он произносит тост: "За твое здоровье, друг, за  искренний  союз,
связующий Моцарта и Сальери". И в то же время в глубине  души,  не  сознавая
этого, он прекрасно чувствует, что Сальери его злейший враг, что ему  грозит
от него гибель и что гибель эта неминуема. Вот почему он уже три недели  как
пишет "Реквием" (для себя, как он думает), он  считает  "черного  человека",
заказавшего ему эту музыку, посланцем смерти, боится его и  видит  его  даже
здесь, рядом с собой и Сальери. Этим же чувством полно  последнее  созданное
им произведение, которое он играл Сальери в первой сцене:

     Представь себе... кого бы?
     Ну хоть меня - немного помоложе,
     Влюбленного - не слишком, а слегка -
     С красоткой или с другом - хоть с тобой,
     Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
     Незапный мрак иль что-нибудь такое...

     Наконец, вспоминая о веселом Бомарше, он думает  о  том,  "что  Бомарше
кого-то отравил".
     Вторая сцена "Моцарта и Сальери", в которой в  каждой  реплике  Моцарта
обнаруживается  этот,  не  осознанный  им  самим,  но  вполне  понятный  его
собеседнику, страх и предчувствие гибели, принадлежит к высочайшим  образцам
драматургического искусства.
     Особую роль играет музыка, трижды звучащая в этой "маленькой трагедии".
Кощунственное искажение музыки Моцарта слепым скрипачом и добродушно-веселое
отношение к этому Моцарта должно укрепить в глазах Сальери его презрительное
отношение к "безумцу, гуляке праздному". Второй раз  музыка  звучит  в  этой
сцене, когда Моцарт играет только что написанную им вещь,  показывающую  его
проницательность в оценке отношений его и Сальери. Замечательно, что  и  для
Сальери эта музыка явилась как бы прояснением,  точной  формулировкой  того,
что происходит в нем  самом.  Тут  только  у  него  созревает  окончательное
решение отравить Моцарта: "Нет, не могу противиться я доле  судьбе  моей.  Я
избран, чтоб его остановить". Третий раз зритель "Моцарта и Сальери"  слышит
музыку во второй сцене, когда Моцарт, уже выпивший яд, отпевает самого  себя
звуками своего гениального "Реквиема" в присутствии потрясенного до слез его
убийцы.
     Такое глубокое, содержательное применение в  драме  музыки,  являющейся
элементом сюжетного и идейного содержания, едва ли не единственное в мировой
драматургии.


     1) Представителем этого рода оперной музыки, имевшей  больший  успех  у
публики, чем серьезные оперы Глюка, был Никколо Пиччини (1728-1800).
     2) Пушкин нигде не говорит, что Сальери бездарен, что он ремесленник, а
не художник. Ремесло он ставит только "подножием" искусству.  Мысль  Сальери
об "усильном, напряженном  постоянстве",  о  труде  и  усердии,  как  залоге
высокого  художественного  совершенства,  вполне  правильна.  Пушкин  всегда
подчеркивал значение труда в создании художественного произведения.



     Каменный гость

     "Каменный гость", как и другие "маленькие  трагедии",  был  закончен  в
"болдинскую осень" 1830 г., хотя  задуман  и,  вероятно,  начат  несколькими
годами раньше. При жизни Пушкина напечатан не был.
     В "Каменном госте" Пушкин обратился к традиционному сюжету,  много  раз
обрабатывавшемуся в драматической литературе.  Пушкину  хотелось  дать  свою
интерпретацию  широко  распространенной  легенды,  вложить  свое  идейное  и
художественное содержание в старый, общеизвестный сюжет и образы.
     Подобно другим "маленьким трагедиям", "Каменный гость" посвящен анализу
страсти;  здесь  это  -  любовная  страсть,  судьба   человека,   сделавшего
удовлетворение любовной страсти главным содержанием своей жизни.  Образ  Дон
Гуана {1} у Пушкина не похож на его предшественников в мировой литературе.
     Дон  Гуан  в  "Каменном  госте"  показан,  как  искренний,   беззаветно
увлекающийся, решительный, смелый и к тому же поэтически  одаренный  человек
(он автор слов песни, которую  поет  Лаура).  Его  отношение  к  женщинам-не
отношений холодного развратника, профессионального  обольстителя,  а  всегда
искреннее, горячее увлечение. Он выступает "импровизатором любовной  песни",
хотя большой опыт выработал у него сознательные приемы обольщения женщин. Мы
узнаем в пьесе об отношении его к трем женщинам - Инезе, Лауре и Доне  Анне,
и везде это отношение человечное, далекое от холодного цинизма мольеровского
Дон Жуана. "Бедную Инезу", рано погибшее нежное существо, у которой муж  был
"негодяй суровый", он любил горячо, несмотря на то, что  "мало  было  в  ней
истинно-прекрасного. Глаза, одни глаза. Да взгляд..."  Он  и  теперь,  через
несколько лет, вспоминает ее  с  нежностью  и  сожалением.  Лаура  -  полная
противоположность Инезе; она молодая актриса, талантливая, способная "вольно
предаваться вдохновенью", смелая, веселая,  свободно  отдающая  предпочтение
тому из своих поклонников,  кто  ей  сейчас  нравится.  Ее  Дон  Гуан  любит
веселой,  кипучей  любовью,  соединенной  с  каким-то   шутливо-товарищеским
отношением.  Образ  Доны  Анны,  несмотря  на  обычный  у  Пушкина 


1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  15 |  16 |  17 |  18 |  19 |  20 |  21 |  22 |  23 |  24 |  25 |  26 |  27 |  28 |  29 |  30 |  31 |  32 |  33 |  34 |  35 |  36 |  37 |  38 |  39 |  40 |  41 |  42 |  43 |  44 |  45 |  46 |  47 |  48 |  49 |  50 |  51 |  52 |  53 |  54 |  55 |  56 |  57 |  58 |  59 |  60 |  61 |  62 |  63 |  64 |  65 |  66 |  67 |  68 |  69 |  70 |  71 |  72 |  73 |  74 |  75 |  76 |  77 |  78 |  79 |  80 |  81 |  82 |  83 |  84 |  85 |  86 |  87 |  88 |  89 |  90 |  91 |  92 |  93 |  94 |  95 |  96 |  97 |  98 |  99 |  100 |  101 |  102 |  103 |  104 |  105 |  106 |  107 |  108 |